Сибирские огни, 1973, №2
кументов: мемуары, неопубликованные письма Иванова к Сорокину, хранящиеся в омском архиве. За ними — размышления и выводы литературоведа. Например, о том, что рассказ «Тартарапь корабль», прочи танный Сорокиным перед колчаковской элитой, был написан им вместе с Ивано вым. Это так похоже на увлекающегося, по рой безрассудно смелого автора «Похож дений факира». «Море. Шторм. Гибнущий корабль, груженный золотом, а на кораб ле во время шторма — борьба за власть, борьба за золото». Вот сюжет рассказа. Его дерзкие, вызывающие намеки трудно не понять. Достаточно просто вспомнить Омск девятнадцатого года, колчаковщину и отчаянную схватку за золотой эшелон. Строго и скрупулезно автор статьи выст раивает факты пребывания Иванова в Ом ске. Этим его работа, несомненно, заинтере сует биографов писателя. Но не только этим. Размышляя об истоках творчества Иванова, не преувеличивая и не преумень шая ничего, исследователям стоит попри стальнее вглядеться в парадоксальную фи гуру Антона Сорокина, «короля писате лей», который умер непризнанным и одино ким. Стоит воздать должное: это он, Соро кин, занимался с автором «Партизанских повестей», где читателя поражают яркие, внезапные, явившиеся, как откровение, об разы, упражнениями по развитию ассоциа тивного мышления. Это от Сорокина, под черкивает Е. Беленький, могла пойти у Вс. Иванова «киргизская тема», занимавшая в творчестве обоих писателей большое место. Впрочем, не только это — что-то более глубинное переплетало «столь разного мас штаба» дарования,—что? В своих «Замет ках о стиле Всеволода Иванова» («Новый мир», 1970, № 2) критик Инна Соловьева пишет: «Всеволод Иванов корнями своими, первыми своими впечатлениями связан с тем достаточно мощным слоем культуры, который становится предметом внимания исследователей лишь в редких случаях. Между тем, культура эта городских ме щанских низов... просвечивает не только за стилизованными сказовыми упражнениями Алексея Ремизова и его учеников, но и за пьесами Островского, прозой Лескова, за некоторыми ранними вещами Горького». И за многими произведениями Антона Соро кина,—добавим мы. В них — российская провинция, полная самолюбования и жаж ды аффектов, ее уходящий, умирающий быт. Так, статья Е. Беленького, написанная со сравнительно узкой целью —раскрыть свя зи Вс. Иванова и А. Сорокина, неожиданно и интересно выходит за рамки темы. Истокам творчества прозаика посвящена еще одна работа сборника —Л. Пудало- вой. Снова убеждаешься: как много значил в судьбе писателя сибирский период его жизни. И дело тут отнюдь не в «сибир ской» тематике многих его произведений, даже не в том, что в Сибири он сформиро вался как профессиональный литератор (хотя это и доказывает Л. Пудалова сво им разбором раннего рассказа Иванова «Купоросный Федот»). Дело в том, что именно Сибирь определила в Иванове то, что и есть главное во всяком художнике, что придает ему неповторимость — его ми росозерцание. Здесь прошло у Иванова го лодное детство, одинокое отрочество с тще славными и упоительно несбыточными меч тами. Здесь начались долгие его скитания на «пути в Индию» — то в роли подручно го приказчика или матроса, то в странной роли «факира». Здесь, в Омске, в колча ковской типографии, тайком, он набрал «Рогульки» —первую, удивительную спою книгу. «Купоросный Федот» —из «Рогулек». В этом рассказе, как и в семи других рас сказах сборника, встречаем мы свидетель ства крепнущего, ослепляющего его талан та. Порою можно услышать, что Иванов, который писал в ту пору крупными, по-рем брандтовски щедрыми мазками, даже не старался ограничивать себя в изобразитель ных средствах. Но Л. Пудалова представ ляет щам примеры кропотливейшей работы Иванова в своей «мастерской слова». ...Вернемся в заключение к книге, автор которой пытался восстановить — объектив но и строго —•негладкий путь мастера. Л. Гладковская по возможности учиты вает, осмысливает все то, что накопило ивановедение сегодня. Она вводит в науч ный оборот и новые материалы — в книге много интересных находок. Ученого привле кает сложная, яркая личность творца. Чет ко вырисовывается здесь, художническое кредо Иванова, его этический идеал, вы страданное жизненное «верую». Но полнота исследования ограничена в данном случае... издательским жанром. Кни га вышла в серии «Библиотека словесника» и представляет собой «пособие для учите ля». Как мы узнаем из издательской анно тации, «в центре внимания автора» долж ны оказаться только те произведения Ива нова, которые есть в школьной программе. Работа Л. Гладковской несравненно ши ре и емче, чем обещала аннотация. Пока зывая' творческие поиски Иванова, Л. Глад ковская приходит к принципиальному, очень важному выводу: «Истории советской литературы принадлежат не только произ ведения Иванова, но и опыт его художест венных исканий». Однако как тут не заме тить: нельзя говорить о поисках писателя, обходя яркие, во многом эксперименталь ные его романы конца 20-х — начала 30-х годов — «Кремль», «У». (Кстати, как раз Л. Гладковская прекрасно пишет об этих романах в одной из своих статей. См. сбор ник «Метод и мастерство. Вып. 3. Советская литература». Вологда. 1971, стр. 87—100). Книга имеет подзаголовок — «Очерк жиз ни и творчества». Но «очерк жизни» дове ден лишь до половины работы, далее, в ос новном, идет «очерк творчества». Об этом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2