Сибирские огни, 1973, №2
ные пока работы о драматургии Иванова. Статья Э. Шика «Вс. Иванов и В. За зубрин» о первопроходцах советского эпо са, об их книгах, в основу которых легли подвиги, будни, трагедии гражданской вой ны. Непохожие дарования и разные книги. Автор подробно анализирует и то общее, что было определено временем, логикой развития молодой литературы, и частное, обусловленное неповторимостью писатель ского видения. Например, в поле зрения Иванова зачастую оказывается только один эпизод борьбы, подробно «раскрашенный» деталями. Роман Зазубрина—целая, пано рама, охватывающая неминуемый, тяжкий путь колчаковской армии в бездну. Однако эпоха, которую старались они запечатлеть, диктовала художникам свои общие законо мерности. «Массовые сцены, суммарное рас крытие образа главного героя —народа — важнейшая особенность романа «Два ми ра» Зазубрина, рассказов и повестей Вс. Иванова» —многократно подчеркивает Э. Шик. «Главный герой — народ»... Да, его единый, целый образ возникает здесь поис тине «крупным планом». Потом, спустя годы, будет немало споров о положительном герое советской литерату ры. Пеклеванов и Вершинин у Вс. Ивано ва, Жарков и Молов у В. Зазубрина. Ав тор статьи изучает портреты народных во жаков, нарисованные писателями. Это не пресловутые «кожаные куртки», это — лю ди... И все-таки литературовед замечает, что иногда не хватает положительным геро ям Иванова и Зазубрина психологической правды, жизненной многомерности. Замеча ет без осуждения и упрека: они были пер вопроходцами. Творческая параллель «Иванов — Зазуб рин», которую проводит Э. Шик, законо мерна. Это не параллель ради параллели. Тому есть интересное и веское свидетельст во. В личном архиве Вс. Иванова среди на бросков к «Истории моих книг» мы нахо дим признание писателя: на «Партизан» по влияли зазубринские «Два мира»... В центре статей В. Скобелева и Н. Ве ликой —один и тот же вопрос: о поэтиза ции стихийного начала в революции. Меж ду тем, статьи —о разном. Первая из них, сопоставляющая «Партизанские повести» Вс. Иванова и повести А. Неверова, непо средственно посвящена этой теме. Во вто рой анализируется метод, стиль, мировоз зрение автора «Бронепоезда 14-69». Оба автора занимают — в главном —од ну позицию. Оба спорят с мнением, еще не давно распространенным .в литературоведе нии: с «традицией, говоря о проблемах развития русской советской прозы первой половины двадцатых годов, противопостав лять, как нечто абсолютно друг Другу про тивоположное, поэтизацию стихийной мо щи восставшего крестьянства и прославле ние организующей силы, которая вырастает на основе пролетарской революционности» (В. Скобелев). Мы видим, как возникала такая точка зрения, мешающая объективно оценить многие явления прозы, и как постепенно преодолевалась она литературной наукой. Ведь «ставшее догмой противопоставле ние стихийного и сознательного начала,— пишет Н. Великая,— разрушало неизбеж ную диалектическую их связь, их объеди- ненность в самой реальной действительно сти». В. Скобелев анализирует произведения Иванова и Неверова, объединенные общим интересом к судьбам крестьянства в дни со циальных потрясений. Он приводит слова А. Неверова о том, что «Всеволод Иванов идет не от идеи революции, а от мужицкой стихийности, от темных подземных сил, от простой мужицкой нелюбви к начальству...». Исследователь старается доказать обрат ное. Есть в этих построениях своя логика. Да, в основе многих ивановских коллизий лежит случай (вспомним хотя бы самогон ный аппарат, уничтоженный колчаковскими милиционерами и ставший для героев «Партизан» поводом к выступлению). Но, как всегда, этот частный случай был от нюдь не случаен, а проникнут законами назревающей в недрах деревни революци онной бури. Впрочем, точки над «и» в этом споре ста вит все же сам Вс. Иванов. Перелистывая его записные книжки, вдруг останавлива ешься, пораженный. Безусловно, он не помнил много лет спустя цитировавшуюся выше, забытую — 1923 года — статью А. Неверова. Но, кажется, отвечал именно на нее. Отвечал разом и всем многочислен ным своим критикам, обвинявшим его в прославлении стихийности. Он видел в этом один из странных и горьких парадоксов ли тературного процесса. Рассуждал, пытался понять: «Книга... возникает благодаря идее автора: показать то и то. Скажем, в своих книгах «Партизаны», «Бронепоезд» и т. п. я намеревался показать революционное движение среди сибирских крестьян в по слеоктябрьский период, как защищающее законы Октября. Такова была моя идея. Затем я написал книгу». Да, в начале книги эти принимали имен но так, как задумывал Иванов. Но «прини мали, пока не было лучшего. А когда по явились Фадеев и Фурманов, мои идеи, со гласно мнению критики, оказались не мо ими. Когда-нибудь, после смерти, они вновь будут моими...». В этой грустной иронии за ключено очень много оттенков: и боль непо нятого автора, и апелляция к будущему, ко торое —он верил — рассудит... Статья Е. Беленького «Всеволод Иванов и Антон Сорокин» проясняет небольшую, но, как мы убеждаемся, яркую страницу в биографии писателя: его «омские годы», его отношения с сибирским прозаиком Ан тоном Сорокиным. Странные отношения — дружба, перешедшая затем (со стороны Со рокина) во вражду. Перед нами сложная вязь фактов и до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2