Сибирские огни, 1973, №2
ганы»—скупой рассказ о страшной «из нанке» войны. Есть в статье М. Минокина одно справед ливое и горькое замечание. Долго литера туроведы стороной обходили произведе ния, в основу которых легли смрадные яв ления нэпа, или же — судили о них пред взято. Долго, например, в упрек Вс. Ива нову ставился рассказ «Особняк», герой ко торого Ефим Сидорыч Чижов — воинствую щий стяжатель, верящий с трогательной искренностью в свою правоту. Он блиста тельно разоблачался автором, но разобла чался, разумеется, не «в лоб». Без упроще ния и трафарета писатель проецировал в рассказе мир своего героя и на этом осно вании был объявлен апологетом мещанст ва. Многие критики не захотели заметить тонкую, поистине «убийственную» автор скую иронию... Подробно анализируя рас сказ, М. Минокин восстанавливает «в пра вах» один из шедевров Вс. Иванова, к сча стью, для читателя уже восстановленный: . «Особняк» вошел во второй том «Избран ных произведений» писателя. «Всеволод Иванов и ранняя советская проза (проблема «биологизма»)» —назва ла свою статью Е. Краснощекова. Дейст вительно, проблема —сложная, давняя. Автор исследует вопрос на интересней шем фоне литературного процесса двадца тых годов. Здесь книги, ставшие историей, но не потерявшие при этом ни свежести, ни очарования новизны: «Перегной», «Конар мия», «Разлив»... Имена: Сейфуллина, Ба бель, А. Веселый, Фадеев... Теперь прихо дится лишь удивляться: как много успели, как много принесли они в литературу — мо лодые, искрометно талантливые летописцы революции. Впрочем, ничего удивительного здесь не было. Они делали, в сущности, обычное дело писателя — постигали про стую сложность человеческого характера, которая наиболее ярко и проявляется вот так — в противоречиях, в социальных сдви гах общества. Не удивительно также, что их интересовал герой «как он есть», во всей полноте стремлений, страстей. «Но и этот «примитивный» человек таит в себе сложную духовную жизнь»,—поле мически подчеркивает Л. Гладковская. А статья Е. Краснощековой убеждает: рево люция вырвала героев «Бронепоезда» и «Партизан» из замкнутого круга бытия, где за. ненадобностью (5ыли похоронены лучшие их порывы. И «естественный» человек, по сути, перестает быть таковым. Еще нельзя «расщепить» на составные элементы ка честв его желания. Но уже ясна цель. Про сто и без патетики, будто повинуясь како му-то внутреннему голосу, «стихийные партизаны» Иванова «устилают своими те лами трехкилометровый путь, по которому мечется белый бронепоезд». Обращаясь к творчеству Иванова, кон центрированно выразившему многие осо бенности прозы тех лет, Е. Краснощекова ■старается понять, объяснить такое противо речивое явление, как «биологизм» литерату ры 20-х годов. Автор доказывает, что по явление «естественного» человека на книж ных страницах было оправдано: вызвано потребностями времени, «состоянием духа». Все основные положения статьи подкреп ляются тонким разбором текстов. В данном случае это особенно важно — ведь упреки в «биологизме» были, как правило, бездока зательны: не опирались на целостный ана лиз произведений, не учитывали общей идеи автора. Вот характерная деталь: во многих ста тьях сборника творческая индивидуаль ность Вс. Иванова познается путем сравне ния. Яркие, неожиданные порой паралле ли: Иванов и Неверов, Иванов и Зазубрин... и Николай Лесков... и Антон Сорокин. Од на из статей — С. Мамаевой — соотносит «Алтайские сказки» прозаика со сказками народными. Этот метод приводит исследо вателя к цели. В сопоставлении мировоз зрений, стилей, фактов полемики вырисо вывается своеобразие таланта художника. Объективно и тактично И. Столярова пи шет о неизданной стихотворной пьесе Ива нова «Левша», которую (как и большинство поэтических опытов автора) трудно отне сти к числу его удач. Знаток творчества Лескова, исследовательница сравнивает произведение советского писателя с класси ческим прототипом. «Левша» Иванова — творение глубоко оригинальное. Анализ его как раз и показывает, что у драматурга был собственный, выстраданный взгляд на русскую историю, на судьбу русского гения. И. Столярова выделяет одну важную особенность пьесы — ее мажорный тон. Особенность, действительно характерную для Иванова-драматурга. Вот и здесь, по мнению литературоведа, «проникнутый чув ством исторического оптимизма», писатель хотел «поторопить время», приблизить ис торию к современности. Поэтому, наверное, вложил в уста Левши слова, что под стать только революционеру. И нарушил строгие принципы историзма, которые сам же не раз провозглашал. Статья И. Столяровой особенно радует тем, что она — об Иванове-драматурге. О драматурге знаменитом, но знакомом зрителю всего лишь по нескольким пьесам. А он писал их всю жизнь, отчаиваясь, стра дая, не очень поверив даже в успех, кото рый, по сути, пришел лишь однажды: сла ва мхатовского спектакля «Бронепоезд «14-69» затмила в представлении многих одноименную повесть. Сценическая же судьба большинства пьес Иванова печаль на. В этом нередко нет вины автора, а есть вина наших театров, их неумение или не желание понять своеобразие, оригиналь ность ивановских творений. Многие из этих пьес предстоит еще издать, большинство еще предстоит поставить. Они ждут свого исследователя... К счастью, о «Левше» по следнего уже не скажешь. Статья И. Сто ляровой хорошо дополняет немногочислен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2