Сибирские огни, 1973, №2
У книжной полки Всеволод Иванов. Труды межвузовской конференции, посвященной 70-летию со дня рождения писателя (март, 1965). Уче ные записки, вып. 47. Омск, 1970. Л. А. Гладковская. Всеволод Иванов. Очерк жизни и творчества. М., «Просвещение», 1972. Всеволод Иванов — художник сложной судьбы. Как не раз бывало при его жизни, читатели и критики в последние годы гово рят о «неожиданном» Иванове; знакомятся с ранее неизвестными, лишь после смерти писателя извлеченными из его архива про изведениями; с его недавно опубликован ными дневниками, записями по теории ли тературы и искусства, перепиской с А. М. Горьким; с воспоминаниями об Иванове- писателе и человеке. И, конечно же, выхо дят исследования, где более точно и глубо ко рассматривается его творчество. Среди них и эти две книги. И в той, и в другой проявились тенден ции, позволяющие ученым во многом по- новому подойти к ивановскому наследию. Сказался «фактор времени»: годы четче обозначили закономерности писательского пути. Публикации последних лет в извест ной мере раскрыли творческую лаборато рию художника слова. Да и старые его про изведения часто видятся теперь по-иному. Обе книги неодинаково доступны чита телю: работа Л. Гладковской вышла мас совым изданием в столице; скромный том «Ученых записок» периферийного вуза имеет тираж 500 экземпляров и пока остал ся незамеченным. Между тем это только второй коллективный сборник об Иванове. Первый выходил в 1927 году, в издательст ве «Никитинские субботники». Там были статьи А. Воронского и П. Когана, В. Пере верзева и П. Лебедева-Полянского, Д. Гор бова, А. Лежнева, И. Машбиц-Верова и других видных литературоведов того вре мени. Статьи во многом спорные, но, ка жется, заранее и рассчитанные на полеми ку. Споры были продиктованы заботой: как будет развиваться талант Иванова дальше? Особенность второго ивановского сбор ника состоит в том, что его авторы уже видели итоги почти полувековой «жизни» писателя «в искусстве». И не случайно ста тьи, анализирующие отдельные его произ ведения, соседствуют здесь с работами, в которых рассматриваются целые периоды творчества Иванова. Такова, например, статья М. Минокина «Рассказы Всеволода Иванова 20-х годов». Она проводит нас по трудному «лабиринту» писательских исканий. «Пришел я к убеж дению, что все, что я раньше писал,— ерун да»,— заметил вдруг в письме к Горькому от 14 января 1923 года уже знаменитый автор «Партизанских повестей». И он дей ствительно стал писать по-другому. В его новых книгах уже не было «буйной пышно сти красок первых произведений» (Н. Янов ский). Это была ясная, емкая, как сама жизнь, проза —прекрасная в своей тради ции, идущей от русской классики. Как совершался «перелом» в творчестве Иванова? Каков был литературный «кли мат» поисков? Именно об этом статья М. Минокина. Рельефно очерчена здесь картина трансформации ивановской новел лы, путь, каким уходили из рассказов при вычные атрибуты романтики — острый сю жет, «экзотические» детали. Приходили простота, естественная, как человеческое дыхание, удивительный психологизм. «Вс. Иванова интересует отдельная чело веческая судьба в ее своеобразных отноше ниях с Временем»,— отмечает в своей кни ге Л. Гладковская, говоря об этом периоде творчества писателя. Оба исследователя пристально вглядываются в героев Ивано- ва-новеллиста двадцатых годов: крестьян, красноармейцев, людей бывших сословий... Такие разные и все-таки—чем-то похожие. Для многих из них революция резко изме нила нравственную основу бытия. М. Минокин внимательно прослеживает, как разрешался этот конфликт, на целое десятилетие ставший главным для прозаи ка, персонажами различных его произведе ний. Одни, ничуть не меняясь, приспособи лись; другие внезапно прозрели, осознали нелегкую правду жизни... Процесс этот до вольно верно назван «выпрямлением» — «выпрямлением» в человеке человеческо го... Мы видим, что переход от романтизма к реализму у Вс. Иванова был постепенен —- с отклонениями, возвращениями назад. По том, однажды, стал явственным. В крупном жанре, по признанию самого писателя, «но вым методом» была написана почти неза меченная в свое время критикой повесть «Возвращение Будды». Повесть с пронзи тельно точными деталями и каким-то при глушенным трагизмом. А в жанре малом, считает М. Минокин, такой «пограничной» вещью явился очерк «Как создаются кур- \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2