Сибирские огни, 1973, №2

У книжной полки Всеволод Иванов. Труды межвузовской конференции, посвященной 70-летию со дня рождения писателя (март, 1965). Уче­ ные записки, вып. 47. Омск, 1970. Л. А. Гладковская. Всеволод Иванов. Очерк жизни и творчества. М., «Просвещение», 1972. Всеволод Иванов — художник сложной судьбы. Как не раз бывало при его жизни, читатели и критики в последние годы гово­ рят о «неожиданном» Иванове; знакомятся с ранее неизвестными, лишь после смерти писателя извлеченными из его архива про­ изведениями; с его недавно опубликован­ ными дневниками, записями по теории ли­ тературы и искусства, перепиской с А. М. Горьким; с воспоминаниями об Иванове- писателе и человеке. И, конечно же, выхо­ дят исследования, где более точно и глубо­ ко рассматривается его творчество. Среди них и эти две книги. И в той, и в другой проявились тенден­ ции, позволяющие ученым во многом по- новому подойти к ивановскому наследию. Сказался «фактор времени»: годы четче обозначили закономерности писательского пути. Публикации последних лет в извест­ ной мере раскрыли творческую лаборато­ рию художника слова. Да и старые его про­ изведения часто видятся теперь по-иному. Обе книги неодинаково доступны чита­ телю: работа Л. Гладковской вышла мас­ совым изданием в столице; скромный том «Ученых записок» периферийного вуза имеет тираж 500 экземпляров и пока остал­ ся незамеченным. Между тем это только второй коллективный сборник об Иванове. Первый выходил в 1927 году, в издательст­ ве «Никитинские субботники». Там были статьи А. Воронского и П. Когана, В. Пере­ верзева и П. Лебедева-Полянского, Д. Гор­ бова, А. Лежнева, И. Машбиц-Верова и других видных литературоведов того вре­ мени. Статьи во многом спорные, но, ка­ жется, заранее и рассчитанные на полеми­ ку. Споры были продиктованы заботой: как будет развиваться талант Иванова дальше? Особенность второго ивановского сбор­ ника состоит в том, что его авторы уже видели итоги почти полувековой «жизни» писателя «в искусстве». И не случайно ста­ тьи, анализирующие отдельные его произ­ ведения, соседствуют здесь с работами, в которых рассматриваются целые периоды творчества Иванова. Такова, например, статья М. Минокина «Рассказы Всеволода Иванова 20-х годов». Она проводит нас по трудному «лабиринту» писательских исканий. «Пришел я к убеж­ дению, что все, что я раньше писал,— ерун­ да»,— заметил вдруг в письме к Горькому от 14 января 1923 года уже знаменитый автор «Партизанских повестей». И он дей­ ствительно стал писать по-другому. В его новых книгах уже не было «буйной пышно­ сти красок первых произведений» (Н. Янов­ ский). Это была ясная, емкая, как сама жизнь, проза —прекрасная в своей тради­ ции, идущей от русской классики. Как совершался «перелом» в творчестве Иванова? Каков был литературный «кли­ мат» поисков? Именно об этом статья М. Минокина. Рельефно очерчена здесь картина трансформации ивановской новел­ лы, путь, каким уходили из рассказов при­ вычные атрибуты романтики — острый сю­ жет, «экзотические» детали. Приходили простота, естественная, как человеческое дыхание, удивительный психологизм. «Вс. Иванова интересует отдельная чело­ веческая судьба в ее своеобразных отноше­ ниях с Временем»,— отмечает в своей кни­ ге Л. Гладковская, говоря об этом периоде творчества писателя. Оба исследователя пристально вглядываются в героев Ивано- ва-новеллиста двадцатых годов: крестьян, красноармейцев, людей бывших сословий... Такие разные и все-таки—чем-то похожие. Для многих из них революция резко изме­ нила нравственную основу бытия. М. Минокин внимательно прослеживает, как разрешался этот конфликт, на целое десятилетие ставший главным для прозаи­ ка, персонажами различных его произведе­ ний. Одни, ничуть не меняясь, приспособи­ лись; другие внезапно прозрели, осознали нелегкую правду жизни... Процесс этот до­ вольно верно назван «выпрямлением» — «выпрямлением» в человеке человеческо­ го... Мы видим, что переход от романтизма к реализму у Вс. Иванова был постепенен —- с отклонениями, возвращениями назад. По­ том, однажды, стал явственным. В крупном жанре, по признанию самого писателя, «но­ вым методом» была написана почти неза­ меченная в свое время критикой повесть «Возвращение Будды». Повесть с пронзи­ тельно точными деталями и каким-то при­ глушенным трагизмом. А в жанре малом, считает М. Минокин, такой «пограничной» вещью явился очерк «Как создаются кур- \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2