Сибирские огни, 1973, №2
«ушка не просто «печальна» или «льет сле зы из очей» при расставании с женихом, она ведет себя так, что даже жених теря ется. «Не на смерть я иду, не хоронишь меня», — вынужден сказать он невесте, ко торая, судя по %сему, предчувствует траге дию. Это трагическое предчувствие невольно передается и жениху. И его слова: «Обой ми, поцелуй!» — попытка не только успо коить невесту, отвлечь ее от мрачных мыс лей, но и необходимость самому избавить ся от тяжести. Б. Примеров по существу даже не заме чает женщины, с которой расстается. Она не занимает его. Его занимает другое: Я у м атуш ки На зем ле один, Коронованный Небесами сын. Я скопил красу, Отдал вольнице, Позабытое Вряд ли вспомнится. То есть разлука для Примерова — всего только повод лишний раз поговорить о соб ственных достоинствах, о своей, в частно сти, былой- красоте, которая до сих пор наполняет его душу тщеславием. Причем так велико здесь его самоупое ние, что он даже оказывается в состоянии сказать любимой: «Поцелуй меня да себя спроси, солоны ль ветра на устах Руси». Вот так. Ни больше, ни меньше! Нетрудно заметить, что поэтика этого стихотворения взята напрокат у Кольцова. Да Примеров и не скрывает этого. Коль- цовский эпиграф, например, указывает и на это тоже. Что ж. Многие уверены — и это, в частно сти, подтверждают рецензии на примеров- ские книжки, —что именно так и следует «возвращаться» к классике. Многие видят такое возвращение именно в воспроизведе нии в стихах современного поэта наиболее характерной для того или иного классика формы. Причем музыкальность стиха в сознании многих может извинить любые недостатки конкретного стихотворения. Даже недостат ки смысла. Сравнил, например, Эдуард Ба лашов свое слово со «спелым яблоком». И написал о нем так: Ах, ему хочется Бы ть найдену, Да подобрану, Или украдену Не по-доброму. Да отведану, Да похвалену. Снова брош ену На проталину. Больше того — Балашов высказал и свою прямую убежденность в том, что Ляжет семя В поле чистое — Выйдет яблонька Речистая! И все это буйное самоупоение не толь ко публикуется, но и приветствуется. При ветствуется, ибо оно заключено в знако мые формы (здесь, в частности, в фольк лорные). Музыка классического стиха настолько завораживает и гипнотизирует, что все ос тальное в нем кажется несущественным. Даже связь поэта с жизнью, без которой, казалось бы, вообще не может быть и речи о настоящем искусстве, многие готовы по ставить под сомнение. Недаром тот же Примеров сказал в од ном из своих стихотворений: «Всего на рас стоянье песни лежу от жизни в стороне». Дело доходит до курьезов. До таких, на пример, суждений: «Мне кажется, что сей час традиционное представление о поэзии Некрасова как о «музе мести и печали», музе, «кнутом иссеченной», и т. д., отходит на второй план. «Страдательные» интона ции некрасовских стихов перестают быть главными в нашем восприятии духа вели кого поэта». Заявление это сделал поэт, а не критик. И критик, конечно, мог написать такое, но здесь особенно интересно, что именно, так сказать, практик поэзии —Анатолий Пере- дреев — занялся отбором того, что дорого ему в классическом наследии, в данном! случае —- в наследии Некрасова. Еще одно свидетельство (на этот раз в стихах) — Виктора Кочеткова. Вот что, по* его мнению, отличало классиков, или, как он их называет, «старинных мастеров»: Они пренебрегали злобой дня, Чтоб вл аствовать над злобою сто л ети й .. То есть поэт-классик стал в восприятии иных поэтов чем-то вроде гоголевской да мы, «приятной во всех отношениях». Да же Некрасов, так определивший свое основ ное назначение: «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ!», теперь, очевидно, призван ласкать ухо современных поэтов музыкой своего стиха. «Пренебрегали злобой дня» — очень ха рактерное убеждение. Будто «злоба дня» не участвует в жизни человека, не формиру ет его характер. И потом, какой холодной расчетливостью, по мнению В. Кочеткова, отличались наши классики. Они, надо по лагать, не без умысла «пренебрегали зло бой дня». «Чтоб властвовать над злобою столетий»,—разъясняет Кочетков. Это даже не попытка разгадать секрет, как «властвовать над злобою столетий», это уже уверенность, что секрет разгадан. Причем такая уверенность — не частный случай в частной практике Передреева или Кочеткова. Многие напечатанные в послед
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2