Сибирские огни, 1973, №2
верю свято»,— присовокупляет Доризо. И рисует такую картину: Пушкин Всю ночь Ходил по ком нате в сорочке И все твердил, все бормотал свое. И засы п ал на непослушной строчке, И просыпался на плече ее. Вдруг з а спиною двери загрем ели И в комнату заход ят господа: — Вас ж дет Дантес, как вы того хотели. Дуэль сегодня или никогда! Что им ответить, этим светским сводням? И он вдруг стал беспомощным таким... — Потом! Потом! Но только не сегодня. Я не могу сегодня драться с ним. Они ушли. А он к усает губы. — Ну, погодите, встретим ся ещ е!.. Пушкин, отказавшийся от собственного слова, от собственного вызова (а мы-то знаем, что все было наоборот, и дуэли пы тался избежать Дантес!), Пушкин, шипя щий в спину уходящим какие-то неопреде ленные угрозы: «Ну, погодите, встретимся еще!...» Жалкий, или, как говорит Доризо, «беспомощный» Пушкин... И, кроме того,— вышло противопостав ление поэзии и жизни. Ведь этот Пушкин, непохожий на Пушкина, готов «от мщенья отказаться», даже струсить, лишь бы «уд линить собранье сочинений». Нет, совсем иначе думает Давид Кугультинов (и, приз наемся, мы вместе с ним): Он пал в борьбе с тупой, ж естокой силой, И см ерть его — поверьк — прош ла не зря: Она для нас н авек соединила Ч еканный ямб с бесстраш ьем бунтаря, — Затем , что слиты и друг в друга впеты Стихи п оэта и судьба поэта. Отрывать судьбу от стихов, а тем более противопоставлять их — значит не пони мать самой сути пушкинского величия. Непонимание это нередко прикрывается интонацией подчеркнутого понимания, да же снисходительного (так сказать, входят в положение): Он знал: ему не получить охран ны х грам от и прощ енья, когда слагал в своей ночи ж естокосердцу восхвален ье. Он видел: взм оет воронье, когда, взволнованно-спокойный, так вы соко и так достойно ронял достоинство свое. Это другой «Мой Пушкин» Татьяны Глушковой. Чем-то напоминающий Пуш кина Доризо. От дуэли он, правда, не от казывается, но тоже ведет себя не луч шим образом: знает, что его не простят, и, тем не менее, невзирая, так сказать, на нравственную сторону дела, слагает вос хваленье «жестокосердцу». Глушкова, прав да, пытается его защитить: да, Пушкин «ронял достоинство свое», но ронял его «так высоко и так достойно». Но это дела не спасает. Уронил-таки Пушкин свое до стоинство... Причем, если Доризо просто придумыва ет ситуацию, которой не было и быть не могло, то Глушкова, по всей видимости, идет от документа. Речь идет о Пушкине, написавшем «Стансы», которые чрезвычай но понравились Николаю и чрезвычайно не понравились некоторым пушкинским друзьям. Да, «жестокосердец» с похвалой отоз вался об этих стихах, но запретил их печа тать, добавив, что не возражает против их распространения в списках. Конечно, не желание сохранить репута цию Пушкина и не кокетливая стыдли вость человека, не разрешающего поме щать в печати комплименты себе (их-то пе чатали сколько угодно!), заетавили само держца воспротивиться публикации пуш кинских «Стансов». Как показало наше литературоведение, здесь были другие, бо лее практические соображения. «Стансы», как известно, кончаются так: Беда стран е, где раб и льстец Одни приближ ены к престолу, А небом и збранны й певец Молчит, потупя очи долу. Странная, согласитесь, концовка для «самодержцу восхваленья». Да и не восхваление это, а как раз пре достережение, историческое провиденье, право на которое Пушкин отстаивает здесь перед царем. Он отстаивает это право, в частности, называя поэта «небом избран ным певцом» (недаром Пушкин так харак терно переиначил ломоносовские слова: «Ниже у господа моего бога дураком быть не хочу»,— сказав вместо «дураком» — «холопом»). Нет, не ронял достоинства Пушкин. Глушкова возводит на него напраслину. Конечно, она не желала оскорбить Пуш кина. Она не то что хотела показать, что и гении не без пятен, она как раз хотела
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2