Сибирские огни, 1973, №2
Геннадий Красухин ОБМАНЧИВАЯ ЛЕГКОСТЬ «Во всей нашей литературе нет человека, которого мы любили бы более личной лю бовью. Недаром мы относимся к его друзьям и врагам, как к своим собствен ным». Так сказал о Пушкине С. Я. Маршак. Правоту этих слов мы, может быть, осо бенно почувствовали в последние годы, когда в нашей литературе стало прояв ляться все больше и больше неподдельно го и серьезного интереса к русской класси ческой традиции, связанной в нашем соз нании прежде всего с этим именем — Пушкин. «Всякая строчка великого писателя становится драгоценной для потомства»,— это уже слова самого Пушкина. Да, вся кая строчка, всякая биографическая стра ница, всякая житейская мелочь — даже она. Что же сказать о наиболее решающих моментах жизни (и смерти) гения?.. Давид Кугультинов написал прекрас ное стихотворение «Пушкин», в котором лично пережил трагическую историю пуш кинской дуэли: И мог ли он, в ком клокотала кровь. Благоразумно сберегать свой гений, П редать себя, предать свою любовь, Чтоб удлинить собранье сочинений, Чтоб к бронзе прирастить ещ е верш ок, От мщ енья отказаться?.. Нет, не мог1 Мы видим, как тяжело, как больно ре шать этот вопрос Кугультинову,— пусть он уже был безапелляционно решен самим Пушкиным. Но советский поэт идет как бы по кровавому следу убийства, он зано во переживает давнюю и незажившую тра гедию —•и приходит к ответу, произнести который мучительно, но необходимо: «Нет, не мог!» Мы верим Кугультинову —не только потому, что умом понимаем его историче скую правоту, но и потому, что сердцем чувствуем: вывод этот пришел к нему бла годаря прикосновенности к судьбе и поэ зии Пушкина, поэта, которого и в твор честве, и в жизни вело одно из высочай ших чувств -—чувство чести. Для Кугультинова Пушкин, над кото рым (невозможная вещь!) возобладало бы вдруг «позорное благоразумие», пере стал бы быть Пушкиным, и часть, на ко торую ему удалось бы этой ценой «удли нить собранье сочинений», была бы, не сомненно, не пушкинской, «не той» частью. Это чувство знакомо не одному Кугуль тинову. Борис Пастернак когда-то, столь же трудно и столь же причастно размыш ляя о дуэли, на которую вышел (не мог не выйти) российский гений, написал: «...Он дожил бы до наших , дней, присо чинил бы несколько приложений к Онегину и написал бы пять Полтав вместо одной. А мне всегда казалось, что я перестал бы понимать Пушкина, если бы допустил, что он нуждался в нашем понимании больше, чем в Наталии Николаевне». То есть — если бы он не был самим со бой, если бы оскорбление, нанесенное же не, не повлекло его к барьеру. Разумеется, у всякого поэта (и про сто — у всякого человека) свой Пушкин; не зря несколько книг так и было названо: «Мой Пушкин». И, как говорится, с каж дым из этих «своих» Пушкиных можно спорить. Вероятно, можно спорить и с ку- гультиновским, и с пастернаковским Пуш киным. Несомненно одно: то, что они ска зали о Пушкине и его судьбе, они сказали, кровно, близко, лично прикоснувшись к его трагедии, пережив ее. Прикоснувшись бескорыстно, движимые любовью к Пуш кину... Совсем недавно появился еще один «Мой Пушкин» — поэма Николая Доризо. И вновь была затронута все та же тема —- тема роковой дуэли. Что же, по мнению Доризо, могло бы спасти жизнь Пушкина? Что могло отвра тить роковой шаг? Оказывается, работа: «В рабочий день не ходят на дуэли и сче ты с жизнью сводят за столом». Заметим, что «не ходят на дуэли» сказа но с той же назидательностью, как гово рят: «не ходят в рестораны», обличая за нятие малопочтенное, которое не к лицу человеку «в рабочий день». Отсюда вывод: занимайся Пушкин в тот, роковой для себя день творчеством, он остался бы жив. «Так было бы, я в это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2