Сибирские огни, 1973, №2
3. «Суда живых не меньше павших суд...» Поговорим о нашем честном, Пока заносит время след, О ремесле высоком — песни И сабли — ясном ремесле. Эти стихи были написаны в декабре 1939 года, когда воздух становился горьким от порохового дыма и в песнях все настойчивее начинал звучать тревожный звон ме талла. Автор этих стихов, Павел Коган, погиб два года спустя, присягнув «ремеслу, сабли». Вместе с ним в огне войны сгорели поэты-юноши Арон Копштейн и Алексей Лебедев, Георгий Суворов и Михаил Кульчицкий, Иван Федоров и Николай Майоров, Иван Пулькин и Борис Богатков и еще многие молодые. Так случилось, что ремеслом сабли им пришлось овладеть раньше, чем они овладели ремеслом песни. Они только на чали эту песню. И казалось, что, оборванная вместе с их жизнью, песня эта замерла и навсегда ка нула в небытие. Но вот, собираемые по строке, по строфе, стали появляться на свет сти хи погибших, поэтов. Начали складываться книги —сперва коллективные, а потом и от дельных авторов. Так, в 1954 г. в Новосибирске вышел сборник «В боевом строю», со ставленный из стихов и рассказов погибших на фронте писателей-сибиряков. В 1958 г. «Советским писателем» издан сборник «Стихи остаются в строю», а в 1963 г. «Молодой гвардией» — сборник «Имена на поверке». В них, хотя еще и скупо, но уже были представлены имена пятидесяти русских по этов, не вернувшихся с полей войны. К 20-летию со дня Победы в «Советском писателе», в большой серии «Библиотеки поэта», вышел том «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне», где ря дом со стихами русских встали стихи украинца А. Гаврилюка и грузина М. Геловани, армянина Т. Гуряна и татарина М. Джалиля, осетина X. Калоева и башкира Ф. Кари ма, абхазца Л. Квициниа и литовца В. Монтвила, белоруса М. Сурначева и кабардин ца Али Шогенцукова. Выходу этого тома предшествовал ряд подобных изданий на местах, в которых не было большого охвата имен, но зато некоторые поэты представлены более полно. В ча стности, в Новосибирске вышел сборник «Двадцать лет спустя», в Ярославле —«Поэ ты-фронтовики». Следующим этапом стали издания типа «Пяти обелисков», предпринятые «Совет ской Россией» (в трех таких выпусках уже представлено пятнадцать авторов), молодо гвардейская серия «Имена на поверке», в которой вышли небольшие книжечки Алексея Лебедева, Георгия Суворова, Юрия- Инге. Начали выходить и более полные издания не которых поэтов, предпринятые самыми различными издательствами. Так, в «Молодой гвардии» вышла книга стихов Павла Когана «Гроза», в Ярославле — сборник Николая Майорова «Мы», в Западно-Сибирском издательстве и Воениздате —книги стихов и пи сем Георгия Суворова «Звезда, сгоревшая в ночи» и «Соколиная песня». И что знаменательно — песня, долетевшая до нас из тех, теперь уже действительно далеких, лет, оказывается, нисколько не устарела. Эти поэты жили такой значительной жизнью, писали о столь важном для нас, что. их поэтическое слово представляет и для нашего времени ценность. А время, в которое мы живем, является живым продолже нием того героического времени, когда жили, боролись и пели эти поэты. Вот почему разговор о стихах, написанных двадцать—двадцать пять лет назад, является сейчас и своевременным и необходимым. Отличительной чертой погибших на войне молодых поэтов было то, что каждый из них рассматривал себя как представителя своего поколения, а главной задачей этого поколения считал защиту завоеваний революции. Они отчетливо видели, что именно им предстоит принять на свои плечи всю огромную тяжесть будущей войны. Именно о сво ем поколении двадцатилетних в канун военных испытаний писал П. Коган:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2