Сибирские огни, 1973, №2
Я внимательно приглядываюсь к ней. Старательно вникаю в смысл ее ответов. Вслушиваюсь в то, как она говорит. Опять пытаюсь разглядеть, угадать, уловить ка кие-то особенности — черточки преступной «структуры личности». Я вижу обыкновенную женщину приятной внешности, она ничем не отличается от порядочных женщин, которых я знаю. Конечно, сейчас она напугана суровым приго вором, встревожена и предельно огорчена. Это все, что я могу разглядеть. И тут мне приходит в голову, что, может быть, я ищу то, чего на самом деле нет. Что у моей тяжкой преступницы и у других ее со общников нет заведомо «преступной структуры личности». Есть какие-то негативные, присущие и честным людям, черты характера. Я всегда уважал математику за ее способность наглядно приводить в зависимый порядок как будто бы разрозненные сведения. И выражая «алгеброй гармонию», мог бы сказать так: преступление — это негативные особенности личности плюс способст вующая среда. Для моих преступников способствующая среда — это торговая сеть; много денег, много соблазнов, много возможностей украсть. Но надо еще решиться украсть. Поэтому из негативных особенностей личности, которые способствуют воровству, можно выделить главную: отсутствие в сознании преступника — вора и хапуги — вос питанного уважения к государственной, общественной собственности. С малых лет, еще ребенком наш советский человек входит в мир общественных ценностей, мир нашего общественного добра. Если значения слов «мое», «твое» уже хо рошо усвоены за тысячелетия, со времен каменного века, то понятие слов^ «наше» со путствует человеку какие-то полсотни лет. Понятие «государственная собственность» для некоторых —просто общие слова, кстати, уже засалившиеся от неаккуратного употребления. Очевидно, мы еще плохо и неумело занимаемся воспитанием этого важнейшего качества — уважения к государственному добру. Поэтому и случаются у нас такие ог рехи и возможны случаи коллективного воровства. Особенно в торговой сети. Судебные процессы над расхитителями проходят келейно, мы редко делаем их достоянием общественной гласности, не привлекаем к ним широкого внимания, как делали это в борьбе с хулиганством и как делаем сейчас в нашем всеобщем походе против «зеленого змия». Со школьных лет должны воспитываться в наших юных гражданах понятия о свя тости и неприкосновенности государственного добра. Это должно стать рефлекторным, чтобы сама мысль украсть была бы такой же Противоестественной, как забраться в карман к своему товарищу или ударить женщину... ...Моя собеседница уходит по коридору, заложив руки за спину. Я смотрю ей вслед. Мне жалко ее. Мне обидно за нее. Один раз нам дается жизнь, можно по-разному ее прожить. Может случиться всякое — это не поле перейти. Но до предела глупым ка жется мне закончить свою биографию потерей свободы, продать права гражданина сво ей страны за какие-то «лишние» рубли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2