Сибирские огни, 1973, №2

которого в масштабах страны, по-видимому, даст немалую пользу. Пока же такая систе­ матизированная переподготовка заводских кадров, кроме Новосибирска, организована лишь в Москве и Ленинграде. Современное_ образование работников промышленности и особенно специалистов иеследовательских и экспериментальных подразделений на предприятиях необходи­ мо теснее увязывать с работой учреждений науки. Опыт Сибирского отделения показы­ вает, что надо больше привлекать ученых академических институтов, крупных спе­ циалистов отраслевых НИИ и КБ к обуче­ нию молодежи, лучше использовать для этой цели новейшую материально-техниче­ скую базу. Тогда студент еще на пути к диплому почувствует вкус к творчеству, станет поборником всего передового. Более 50 ученых Академгородка работают по сов­ местительству в учебных заведениях Ново­ сибирска. Это позволяет студентам полу­ чать новейшие знания, как говорится, из первых рук. Из года в год в академических институ­ тах растет число стажеров-исследовате- лей. Это хорошо. Однако никакая, даже са­ мая эффективная, система переподготовки кадров не решит проблемы, если на пред­ приятиях не будут созданы условия для са­ мообразования инженеров. Заводской исследователь находится в худших условиях, чем его коллега в отрас­ левом и тем более в академическом инсти­ туте. Последний не связан жесткими рам­ ками производственного плана, его «про­ дукция» — это в основном статьи, научные отчеты, доклады. Участие в многочисленных симпозиумах, конференциях, семинарах также входит в его работу. Исследователь на заводе должен зани­ маться прежде всего внедрением в произ­ водство новой техники и технологии. Не го­ воря уже о множестве производственных дел, его обременяет постоянная ответствен­ ность за выполнение плана. В этих усло­ виях не только диссертацию, но и неболь­ шую статью написать подчас просто не­ возможно. Не случайно количество присужденных ученых степеней и званий среди этой кате­ гории лиц исчисляется буквально единица­ ми. Даже такие выдающиеся ученые-изо­ бретатели, как С. П. Королев и А. Н. Тупо­ лев, стали докторами наук уже после того, как были избраны академиками. Недавно заводских ученых уравняли в правах и оплате с научными сотрудниками институтов. Но по-прежнему часто выра­ щенный в заводском коллективе кандидат наук переходит на работу в вуз или инсти­ тут. И дело не в том, что он «ищет спокой­ ной жизни». Он хочет более широких воз­ можностей для научного творчества, что пока не всегда предоставляет заводская об­ становка. Создание условий для творческого роста кадров исследовательского профиля в про­ мышленности необходимо понимать широ­ ко. Дело не сводится, например, лишь к предоставлению работникам «библиотеч­ ного» дня, либо творческого отпуска. Важ­ но, чтобы основная производственная ра­ бота стимулировала творчество специали­ стов. Значит, надо ставить перед ними за­ дачи поискового характера, освобождать их от бесконечной «текучки». Между тем известно, что многие изобре­ тения, которые очень нужны нашему обще­ ству, разрабатываются авторами в нерабо­ чее время. Ведь поиск изобретателя, как правило, выходит за рамки его сегодняш­ них, непосредственных обязанностей. А много ли у специалиста лишнего времени? Эффективность труда новаторов техники, на наш взгляд, значительно ниже, чем она могла бы быть. Большую роль в создании условий для творчества заводских специалистов может и должно сыграть Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Это самое массовое из технических об­ ществ, насчитывающее 60 тысяч первичных организаций. За минувшую пятилетку в изобретательстве и рационализации участ­ вовало 16 с половиной миллионов человек. Их творчество сэкономило государству бо­ лее 12,5 миллиона рублей— на 4 миллиона больше, чем в 1961—1965 годы. А что, если бы заводская организация ВОИР имела право вносить предложения об освобождении наиболее способных спе­ циалистов от текущих обязанностей по вы­ полнению заводских планов? Сформирован­ ные из таких специалистов творческие груп­ пы могли бы вплотную заняться разработ­ кой проблем, определяющих будущее пред­ приятия. Словом, путей для решения задачи сое­ динения науки с производством существует немало. Необходимо создать условия для творческой работы всей многочисленной ар­ мии исследователей, независимо от их ве­ домственной принадлежности. Ибо все они — творцы и проводники научно-техни­ ческого прогресса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2