Сибирские огни, 1973, №2
которого в масштабах страны, по-видимому, даст немалую пользу. Пока же такая систе матизированная переподготовка заводских кадров, кроме Новосибирска, организована лишь в Москве и Ленинграде. Современное_ образование работников промышленности и особенно специалистов иеследовательских и экспериментальных подразделений на предприятиях необходи мо теснее увязывать с работой учреждений науки. Опыт Сибирского отделения показы вает, что надо больше привлекать ученых академических институтов, крупных спе циалистов отраслевых НИИ и КБ к обуче нию молодежи, лучше использовать для этой цели новейшую материально-техниче скую базу. Тогда студент еще на пути к диплому почувствует вкус к творчеству, станет поборником всего передового. Более 50 ученых Академгородка работают по сов местительству в учебных заведениях Ново сибирска. Это позволяет студентам полу чать новейшие знания, как говорится, из первых рук. Из года в год в академических институ тах растет число стажеров-исследовате- лей. Это хорошо. Однако никакая, даже са мая эффективная, система переподготовки кадров не решит проблемы, если на пред приятиях не будут созданы условия для са мообразования инженеров. Заводской исследователь находится в худших условиях, чем его коллега в отрас левом и тем более в академическом инсти туте. Последний не связан жесткими рам ками производственного плана, его «про дукция» — это в основном статьи, научные отчеты, доклады. Участие в многочисленных симпозиумах, конференциях, семинарах также входит в его работу. Исследователь на заводе должен зани маться прежде всего внедрением в произ водство новой техники и технологии. Не го воря уже о множестве производственных дел, его обременяет постоянная ответствен ность за выполнение плана. В этих усло виях не только диссертацию, но и неболь шую статью написать подчас просто не возможно. Не случайно количество присужденных ученых степеней и званий среди этой кате гории лиц исчисляется буквально единица ми. Даже такие выдающиеся ученые-изо бретатели, как С. П. Королев и А. Н. Тупо лев, стали докторами наук уже после того, как были избраны академиками. Недавно заводских ученых уравняли в правах и оплате с научными сотрудниками институтов. Но по-прежнему часто выра щенный в заводском коллективе кандидат наук переходит на работу в вуз или инсти тут. И дело не в том, что он «ищет спокой ной жизни». Он хочет более широких воз можностей для научного творчества, что пока не всегда предоставляет заводская об становка. Создание условий для творческого роста кадров исследовательского профиля в про мышленности необходимо понимать широ ко. Дело не сводится, например, лишь к предоставлению работникам «библиотеч ного» дня, либо творческого отпуска. Важ но, чтобы основная производственная ра бота стимулировала творчество специали стов. Значит, надо ставить перед ними за дачи поискового характера, освобождать их от бесконечной «текучки». Между тем известно, что многие изобре тения, которые очень нужны нашему обще ству, разрабатываются авторами в нерабо чее время. Ведь поиск изобретателя, как правило, выходит за рамки его сегодняш них, непосредственных обязанностей. А много ли у специалиста лишнего времени? Эффективность труда новаторов техники, на наш взгляд, значительно ниже, чем она могла бы быть. Большую роль в создании условий для творчества заводских специалистов может и должно сыграть Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Это самое массовое из технических об ществ, насчитывающее 60 тысяч первичных организаций. За минувшую пятилетку в изобретательстве и рационализации участ вовало 16 с половиной миллионов человек. Их творчество сэкономило государству бо лее 12,5 миллиона рублей— на 4 миллиона больше, чем в 1961—1965 годы. А что, если бы заводская организация ВОИР имела право вносить предложения об освобождении наиболее способных спе циалистов от текущих обязанностей по вы полнению заводских планов? Сформирован ные из таких специалистов творческие груп пы могли бы вплотную заняться разработ кой проблем, определяющих будущее пред приятия. Словом, путей для решения задачи сое динения науки с производством существует немало. Необходимо создать условия для творческой работы всей многочисленной ар мии исследователей, независимо от их ве домственной принадлежности. Ибо все они — творцы и проводники научно-техни ческого прогресса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2