Сибирские огни, 1973, №2
ские коллективы для решения отдельной крупной проблемы. После того, как пробле ма изучена и предложения ученых реали зованы на практике, коллектив расформи ровывается, а перед исследователями ста вятся новые задачи. Следовательно, и под готовку кадров в вузах надо организовать так, чтобы выпускники были способны ра ботать над подобными проектами. Сказанное в полной мере относится и к учебным заведениям, создаваемым при го родках прикладной науки. В Новосибир ске, например, на базе Сибирского институ та метрологии создается комплекс институ тов, объединенных в метрологический центр, который будет выполнять широкую программу развития этой науки примени тельно к Сибири. Перспективно создание межотраслевых центров НИИ по машиностроению, микро электронике, нефтехимии... Очевидно, получит дальнейшее развитие идея создания в Сибири и на Дальнем Во стоке центров отраслевой науки типа Си бирских отделений ВАСХНИЛ и Академии медицинских наук. Строительство этих го родков началось вблизи Новосибирска. Организованные при таких центрах вузы могли бы обеспечить их персоналом высо кой квалификации. Строительство высших учебных заведений при вновь создаваемых городках академической или прикладной науки представляется весьма плодотвор ным и по экономическим соображениям. Ведь в данном случае государство сэконо мит на заработной плате, поскольку основ ная часть преподавателей будет работать по совместительству, меньше будут расхо ды на оборудование (вузу нет нужды соз давать дорогостоящие лаборатории, когда они имеются в научно-исследовательских институтах городка), дешевле обойдется практика студентов — не надо далеко ехать. Создаваемым при Сибирском отделении Академии наук СССР НИИ и КБ прежде всего нужны квалифицированные разработ чики (конструкторы, технологи, проектиров щики). Видимо, пришло время открыть в Академгородке физико-технический инсти тут или соответствующий факультет в Но восибирском университете. Иначе расту-' щий научно-производственный комплекс не сможет развиваться нужными темпами. Может быть, на первых порах следует ор ганизовать переподготовку таких кадров на базе учебных заведений Новосибирска. Вообще, разработчик должен учиться всю жизнь и не только на собственном опыте, его надо периодически как бы «по гружать» в мир науки. К сожалению, ос новные каналы для такого «погружения» — мы имеем в виду стажировку в исследо вательских институтах, курсы переподго товки специалистов, совещания по обме ну опытом и т. п. — еще недостаточно раз виты. Значительно лучше обстоит дело с повы шением квалификации рабочих в промыш ленности, хотя и эта система нуждается в усовершенствовании. На предприятиях, как известно, преобла дает обучение без отрыва от производства. Вновь принятый рабочий, не имеющий нужной специальности, прикрепляется в качестве ученика к опытному рабочему, ли бо учится непосредственно в производст венной бригфде. Для повышения квалифи кации рабочих существуют школы передо вого опыта, курсы освоения новых видов оборудования, новой технологии, производ ственно-технические школы, широко при меняется обучение вторым или смежным профессиям. Система, как видим, довольно разветвленная и, надо сказать, в целом эф фективная. А вот инженеры на предприятиях зача стую вынуждены, что называется, вариться в собственном соку. Здесь единственной массовой формой повышения квалификации являются университеты технических знаний. Но вся их работа как бы рассчитана на «любителей». По существу никакой пере квалификации инженер здесь не получает. Тем более, он не связывает учебу в таком университете с перспективами своего роста на производстве. Мы стоим перед необходимостью создать глубоко специализированную систему пере квалификации инженерных кадров с отры вом от производства, систему, которая да вала бы окончившим право занимать бо лее высокие должности. Только такая си стема дает достаточно сильные стимулы к повышению уровня знаний у инженеров. Особенно важна переквалификация кад ров в новых областях науки и техники. В некоторых университетах страны уже соз даны факультеты прикладной математики, где работники предприятий с отрывом от производства изучают электронно-вычисли тельную технику и автоматизированные системы управления. В 1971 году такой фа культет организован и в Новосибирском университете. Он рассчитан на специали стов промышленности Сибири и Дальнего Востока. Окончившему этот факультет вру чается диплом. В 1971 году Новосибирский обком и гор ком партии организовали для специалистов промышленности и сельского хозяйства трехгодичные курсы по экономическим про блемам современного научно-технического прогресса. Программа этих курсов вклю чает такие новые вопросы, как управление научными разработками, определение эф фективности внедряемых открытий, орга низация научно-технических эксперимен тов и многое другое. К преподаванию на курсах привлечены ученые Сибирского от деления АН СССР, крупные специалисты отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений и предприятий. Эта форма учебы — в неко- тором роде эксперимент, распространение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2