Сибирские огни, 1973, №2

ские коллективы для решения отдельной крупной проблемы. После того, как пробле­ ма изучена и предложения ученых реали­ зованы на практике, коллектив расформи­ ровывается, а перед исследователями ста­ вятся новые задачи. Следовательно, и под­ готовку кадров в вузах надо организовать так, чтобы выпускники были способны ра­ ботать над подобными проектами. Сказанное в полной мере относится и к учебным заведениям, создаваемым при го­ родках прикладной науки. В Новосибир­ ске, например, на базе Сибирского институ­ та метрологии создается комплекс институ­ тов, объединенных в метрологический центр, который будет выполнять широкую программу развития этой науки примени­ тельно к Сибири. Перспективно создание межотраслевых центров НИИ по машиностроению, микро­ электронике, нефтехимии... Очевидно, получит дальнейшее развитие идея создания в Сибири и на Дальнем Во­ стоке центров отраслевой науки типа Си­ бирских отделений ВАСХНИЛ и Академии медицинских наук. Строительство этих го­ родков началось вблизи Новосибирска. Организованные при таких центрах вузы могли бы обеспечить их персоналом высо­ кой квалификации. Строительство высших учебных заведений при вновь создаваемых городках академической или прикладной науки представляется весьма плодотвор­ ным и по экономическим соображениям. Ведь в данном случае государство сэконо­ мит на заработной плате, поскольку основ­ ная часть преподавателей будет работать по совместительству, меньше будут расхо­ ды на оборудование (вузу нет нужды соз­ давать дорогостоящие лаборатории, когда они имеются в научно-исследовательских институтах городка), дешевле обойдется практика студентов — не надо далеко ехать. Создаваемым при Сибирском отделении Академии наук СССР НИИ и КБ прежде всего нужны квалифицированные разработ­ чики (конструкторы, технологи, проектиров­ щики). Видимо, пришло время открыть в Академгородке физико-технический инсти­ тут или соответствующий факультет в Но­ восибирском университете. Иначе расту-' щий научно-производственный комплекс не сможет развиваться нужными темпами. Может быть, на первых порах следует ор­ ганизовать переподготовку таких кадров на базе учебных заведений Новосибирска. Вообще, разработчик должен учиться всю жизнь и не только на собственном опыте, его надо периодически как бы «по­ гружать» в мир науки. К сожалению, ос­ новные каналы для такого «погружения» — мы имеем в виду стажировку в исследо­ вательских институтах, курсы переподго­ товки специалистов, совещания по обме­ ну опытом и т. п. — еще недостаточно раз­ виты. Значительно лучше обстоит дело с повы­ шением квалификации рабочих в промыш­ ленности, хотя и эта система нуждается в усовершенствовании. На предприятиях, как известно, преобла­ дает обучение без отрыва от производства. Вновь принятый рабочий, не имеющий нужной специальности, прикрепляется в качестве ученика к опытному рабочему, ли­ бо учится непосредственно в производст­ венной бригфде. Для повышения квалифи­ кации рабочих существуют школы передо­ вого опыта, курсы освоения новых видов оборудования, новой технологии, производ­ ственно-технические школы, широко при­ меняется обучение вторым или смежным профессиям. Система, как видим, довольно разветвленная и, надо сказать, в целом эф­ фективная. А вот инженеры на предприятиях зача­ стую вынуждены, что называется, вариться в собственном соку. Здесь единственной массовой формой повышения квалификации являются университеты технических знаний. Но вся их работа как бы рассчитана на «любителей». По существу никакой пере­ квалификации инженер здесь не получает. Тем более, он не связывает учебу в таком университете с перспективами своего роста на производстве. Мы стоим перед необходимостью создать глубоко специализированную систему пере­ квалификации инженерных кадров с отры­ вом от производства, систему, которая да­ вала бы окончившим право занимать бо­ лее высокие должности. Только такая си­ стема дает достаточно сильные стимулы к повышению уровня знаний у инженеров. Особенно важна переквалификация кад­ ров в новых областях науки и техники. В некоторых университетах страны уже соз­ даны факультеты прикладной математики, где работники предприятий с отрывом от производства изучают электронно-вычисли­ тельную технику и автоматизированные системы управления. В 1971 году такой фа­ культет организован и в Новосибирском университете. Он рассчитан на специали­ стов промышленности Сибири и Дальнего Востока. Окончившему этот факультет вру­ чается диплом. В 1971 году Новосибирский обком и гор­ ком партии организовали для специалистов промышленности и сельского хозяйства трехгодичные курсы по экономическим про­ блемам современного научно-технического прогресса. Программа этих курсов вклю­ чает такие новые вопросы, как управление научными разработками, определение эф­ фективности внедряемых открытий, орга­ низация научно-технических эксперимен­ тов и многое другое. К преподаванию на курсах привлечены ученые Сибирского от­ деления АН СССР, крупные специалисты отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений и предприятий. Эта форма учебы — в неко- тором роде эксперимент, распространение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2