Сибирские огни, 1973, №2

главным фактором, сдерживающим разви­ тие производительных сил восточных рай­ онов. Каковы же реальные пути решения проблемы кадров исследователей на пред­ приятиях? Важнейшим из них остается подготов­ ка специалистов через вузы и техникумы. В нынешних условиях вряд ли удастся привлечь на Восток достаточное число ква­ лифицированных специалистов из европей­ ских районов страны: эти районы сами нуждаются в таких кадрах. Поэтому следует ориентироваться в пер­ вую очередь на вузы Сибири и Дальнего Востока. Западно-Сибирский регион располагает большими возможностями для обеспече­ ния себя кадрами специалистов: по числу студентов на 10 тысяч населения Томская, Новосибирская и Омская области значи­ тельно превосходят не только большинст­ во развитых капиталистических стран, но и средние показатели по РСФСР и СССР в целом. И все-таки приходится говорить как об укрупнении существующих сибирских ву­ зов и повышении качества подготовки спе­ циалистов в них, так и о создании новых институтов и техникумов. Дело в том, что здесь сложились диспро­ порции в территориальном распределении учебных заведений и центров прикладной науки. Например, в Кемеровской области сосредоточена третья часть исследователь­ ских кадров прикладных НИИ Западной Сибири. Этот район выделяется также вы­ соким уровнем развития промышленности. Между тем, в Кемеровской области на 10 тысяч населения приходится всего 113 сту­ дентов. Это в 5 раз меньше, чем в Томской области, втрое меньше, чем в Новосибир­ ской. Или взять Тюменскую область, где, как известно, бурно развивается нефтедо­ бывающая промышленность. Здесь на 10 тысяч человек вчетверо меньше студентов, чем в Томской области. Вузы Тюмени могут выпускать в год максимум три тысячи спе­ циалистов, а среднегодовая дополнительная потребность Тюменской области в этих кад­ рах на 1970—1980 годы составляет 4640 че­ ловек. Не хватает высококвалифицирован­ ных геологов, нефтяников, строителей, эко­ номистов, машиностроителей. Мы уж не говорим о таких крайне дефи­ цитных специальностях, как технологи-ма­ шиностроители, математики-вычислите­ ли, которые в Тюменской области вообще не готовятся. «Онаучивание» промышленно­ сти, укрепление исследовательской и опыт­ но-экспериментальной базы предприятий требуют более интенсивного развития ву­ зов в Кемеровской, Тюменской областях и Алтайском крае. Не менее важен вопрос о том, как гото­ вить кадры научно-исследовательского про­ филя для промышленных предприятий. Сов­ ременная система технического образова- 9 Сибирские огни Л1“ 2. ния, конечно, дает основы знаний, необхо­ димых для работы в промышленности, но она не вполне удовлетворяет требованиям подготовки высококвалифицированного ин- женера-разработчнка, проводника техни­ ческого прогресса на предприятии. Тако­ го рода инженер должен знать не только распространенные в хозяйстве тины машин, уметь их конструировать и эксплуатиро­ вать, но и видеть перспективные направле­ ния в теории машиностроения, знать тех­ нологию, а также экономику и организа­ цию производства. Он обязан своевремен­ но, глубоко и остро ставить проблемы, от решения которых зависит будущее пред­ приятия и целой отрасли, участвовать в ре­ шении этих проблем от начала до конца, сливая воедино науку, технику и экономи­ ку производства. Мы выпускаем инженеров больше, чем какая-либо другая страна мира. Но пора подумать о другом аспекте высшего обра­ зования — подготовке специалистов широ­ кого профиля, способных быстро восприни­ мать изменения в науке и технике. Узкая специализация выпускников вузов была порождена в свое время инженерным «го­ лодом». Тогда было нужно, чтобы вчераш­ ний студент, придя на завод, мог сразу же включиться в производственный процесс. Сейчас инженер должен быть научным работником в самом прямом смысле этого слова. Изучив какую-либо физическую, хи­ мическую или технологическую схему, он должен уметь использовать ее в создании новых технологических процессов. Инжене­ ры в разных областях техники должны го­ ворить друг с другом па одном языке. Для этого необходимо иметь прежде всего ши­ рокое образование, а затем уже специали­ зироваться в какой-то узкой области. Организовать такую подготовку инже­ неров можно только с привлечением к педа­ гогической деятельности крупных ученых- исследователей. Будущие специалисты должны получать не просто сумму знаний вообще (и в узкой области — в частности), а сумму методов, позволяющих активно и, главное, самостоятельно осваивать послед­ ние достижения в науке и технике, творче­ ски оценивать новые концепции, быстро приспосабливаться к меняющимся требо- » ваниям научно-технической революции. В этом смысле важно, чтобы учебные за­ ведения были органически связаны с науч­ ными учреждениями. Опыт создания Ака­ демического городка в Новосибирске, где университет с самого начала включен в со­ став научного центра, убеждает в том, что подобным «комбинатам» науки и высшего образования принадлежит будущее. При этом, наиболее прогрессивной формой орга­ низации работ в НИИ, входящих в центр, будет, на наш взгляд, так называемый «принцип проектов». Для Сибири это очень важно. Скажем, в каком-то сравнительно мало изученном регионе создаются комп­ лексные межинститутские исследователь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2