Сибирские огни, 1973, №2
главным фактором, сдерживающим разви тие производительных сил восточных рай онов. Каковы же реальные пути решения проблемы кадров исследователей на пред приятиях? Важнейшим из них остается подготов ка специалистов через вузы и техникумы. В нынешних условиях вряд ли удастся привлечь на Восток достаточное число ква лифицированных специалистов из европей ских районов страны: эти районы сами нуждаются в таких кадрах. Поэтому следует ориентироваться в пер вую очередь на вузы Сибири и Дальнего Востока. Западно-Сибирский регион располагает большими возможностями для обеспече ния себя кадрами специалистов: по числу студентов на 10 тысяч населения Томская, Новосибирская и Омская области значи тельно превосходят не только большинст во развитых капиталистических стран, но и средние показатели по РСФСР и СССР в целом. И все-таки приходится говорить как об укрупнении существующих сибирских ву зов и повышении качества подготовки спе циалистов в них, так и о создании новых институтов и техникумов. Дело в том, что здесь сложились диспро порции в территориальном распределении учебных заведений и центров прикладной науки. Например, в Кемеровской области сосредоточена третья часть исследователь ских кадров прикладных НИИ Западной Сибири. Этот район выделяется также вы соким уровнем развития промышленности. Между тем, в Кемеровской области на 10 тысяч населения приходится всего 113 сту дентов. Это в 5 раз меньше, чем в Томской области, втрое меньше, чем в Новосибир ской. Или взять Тюменскую область, где, как известно, бурно развивается нефтедо бывающая промышленность. Здесь на 10 тысяч человек вчетверо меньше студентов, чем в Томской области. Вузы Тюмени могут выпускать в год максимум три тысячи спе циалистов, а среднегодовая дополнительная потребность Тюменской области в этих кад рах на 1970—1980 годы составляет 4640 че ловек. Не хватает высококвалифицирован ных геологов, нефтяников, строителей, эко номистов, машиностроителей. Мы уж не говорим о таких крайне дефи цитных специальностях, как технологи-ма шиностроители, математики-вычислите ли, которые в Тюменской области вообще не готовятся. «Онаучивание» промышленно сти, укрепление исследовательской и опыт но-экспериментальной базы предприятий требуют более интенсивного развития ву зов в Кемеровской, Тюменской областях и Алтайском крае. Не менее важен вопрос о том, как гото вить кадры научно-исследовательского про филя для промышленных предприятий. Сов ременная система технического образова- 9 Сибирские огни Л1“ 2. ния, конечно, дает основы знаний, необхо димых для работы в промышленности, но она не вполне удовлетворяет требованиям подготовки высококвалифицированного ин- женера-разработчнка, проводника техни ческого прогресса на предприятии. Тако го рода инженер должен знать не только распространенные в хозяйстве тины машин, уметь их конструировать и эксплуатиро вать, но и видеть перспективные направле ния в теории машиностроения, знать тех нологию, а также экономику и организа цию производства. Он обязан своевремен но, глубоко и остро ставить проблемы, от решения которых зависит будущее пред приятия и целой отрасли, участвовать в ре шении этих проблем от начала до конца, сливая воедино науку, технику и экономи ку производства. Мы выпускаем инженеров больше, чем какая-либо другая страна мира. Но пора подумать о другом аспекте высшего обра зования — подготовке специалистов широ кого профиля, способных быстро восприни мать изменения в науке и технике. Узкая специализация выпускников вузов была порождена в свое время инженерным «го лодом». Тогда было нужно, чтобы вчераш ний студент, придя на завод, мог сразу же включиться в производственный процесс. Сейчас инженер должен быть научным работником в самом прямом смысле этого слова. Изучив какую-либо физическую, хи мическую или технологическую схему, он должен уметь использовать ее в создании новых технологических процессов. Инжене ры в разных областях техники должны го ворить друг с другом па одном языке. Для этого необходимо иметь прежде всего ши рокое образование, а затем уже специали зироваться в какой-то узкой области. Организовать такую подготовку инже неров можно только с привлечением к педа гогической деятельности крупных ученых- исследователей. Будущие специалисты должны получать не просто сумму знаний вообще (и в узкой области — в частности), а сумму методов, позволяющих активно и, главное, самостоятельно осваивать послед ние достижения в науке и технике, творче ски оценивать новые концепции, быстро приспосабливаться к меняющимся требо- » ваниям научно-технической революции. В этом смысле важно, чтобы учебные за ведения были органически связаны с науч ными учреждениями. Опыт создания Ака демического городка в Новосибирске, где университет с самого начала включен в со став научного центра, убеждает в том, что подобным «комбинатам» науки и высшего образования принадлежит будущее. При этом, наиболее прогрессивной формой орга низации работ в НИИ, входящих в центр, будет, на наш взгляд, так называемый «принцип проектов». Для Сибири это очень важно. Скажем, в каком-то сравнительно мало изученном регионе создаются комп лексные межинститутские исследователь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2