Сибирские огни, 1973, №2

П р о б л емы , м ы с л и , п р е д л ож е н и Ю. Каныгин^ А. Мироненко ПРОВОДНИКИ ПРОГРЕССА Мы часто и справедливо говорим, что успех любого дела, в конечном счете, реша­ ют люди. Перед нами дело исторической важности: органически соединить достиже­ ния научно-технической революции с пре­ имуществами социалистической системы хо­ зяйства. Такую задачу поставил XXIV съезд Коммунистической партии Советско­ го Союза. Таково же требование нашей хозяйственной практики и завтрашнего дня страны. Какими же кадрами располагаем мы для решения этой задачи? Как конкретно в условиях Сибири происходит соединение науки с производством? Обратимся к цифрам. К началу 1971 года в составе Сибирского отделения Академии наук СССР насчиты­ валось 47 самостоятельных научных учреж­ дений с персоналом в 26 тысяч человек. Сейчас здесь работают 22 академика, 46 членов-корреспондентов, 245 докторов и 2122 кандидата наук. Но у нас еще есть Сибирские отделения ВАСХНИЛ и Академии медицинских наук, есть отраслевые научно-исследователь­ ские и проектно-конструкторские институ­ ты и их филиалы, опытные станции и, нако­ нец, вузы. В Новосибирской области сейчас насчи­ тывается 90 таких не академических науч­ ных организаций, в них занято около 20 тысяч сотрудников, в том числе 150 докто­ ров и более тысячи кандидатов наук. Исследовательский потенциал Сибири поистине огромен! И все-таки приходится говорить, что квалифицированных кадров для^ осущест­ вления задач научно-технической револю­ ции у нас еще недостаточно. Особенно там, где происходит материализация научных идей, проектов, изобретений —на заводах, фабриках, стройках. Между тем, перевод научных идей из об­ ласти открытий в область . промышленных нововведений в наше время уже не слу­ чайная, эпизодическая работа, а важней­ шая сторона деятельности предприятий. Насыщенность производства специали­ стами исследовательского профиля ста­ новится важным качественным показателем работы предприятий и целых отраслей. Обратимся к проблемам нашей сибир­ ской промышленности. Здесь мы видим рез­ ко опережающий рост численности инже­ нерно-технических работников по отноше­ нию ко всему промышленно-производст­ венному персоналу, особенно к рабочим. И все же инженеров у нас'не хватает. Осо­ бенно инженеров-исследователей, или, как еще говорят, «разработчиков». Объективная трудность заключается, прежде всего, в том, что такого специали­ ста надо долго готовить. Только вузовский период составляет в среднем 5 лет, а с учетом «дозревания» инженера на произ­ водстве он растягивается на 7—8 лет. К этому надо добавить, что для современно­ го инженера-разработчика очень часто требуется более солидная подготовка, не­ жели та, которую он получает в институте. Предприятиям нужны сейчас специалисты особого склада, имеющие за плечами и большую жизненную школу, и широкую эрудицию, изобретательскую «струнку», обостренное чутье нового, прогрессивного. Сложность проблемы кадров обусловле­ на и ускорением «старения» специалистов. Раньше инженер по окончании вуза мог ра­ ботать без переподготовки 30—35 лет. Те­ перь он должен обновлять знания каждые 10 лет, а то и чаще. При прежнем, медлен­ ном «износе» специалистов сложилась до­ вольно простая схема образования: школа —вуз или школа— техникум. Звенья подготовки кадров более высокой квалифи­ кации н их переподготовки (такие, как ас­ пирантура, система стажирования и др.), по существу, носили зачаточный характер. Не особенно высокие требования (в сравнении с нынешними) предъявляла промышлен­ ность к рабочим кадрам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2