Сибирские огни, 1973, №1
бот повернуть не могут. Оба повисли на ключе — и ни в какую. Позвали Сеню-школьника, попробовали втроем — безрезультатно. И тут над Пашкой, стоящим в раздумье, повис стальной крюк. Крюк медленно опустился и дотронулся до красного Пашкиного берета. Пашка поднял глаза на Лену — что за шуточки? «Цепляйте! Цепляйте, дурни, крюком!» — кричала Лена сверху из своей кабины. И показывала рукой, как переставить ключ и как зацепить. Так и сделали. Переставили огромный ключ, надели его разинутой пастью на гайку, подхватили второй конец крюком, и кран, словно могу чая рука, повернул, подвинул гайку по резьбе. И снова переставили ключ. И снова повернули. А когда гайка стала на свое место, Пашка опустился на колени посередине участка, развел руки в стороны, и, подняв глаза на Лену, как на небо, воскликнул: — Королева! Богиня! Волшебница! — и послал Лене страстный воздушный поцелуй. Лена хохотала и качала головой — ай, какие дурни!.. Так вот и сейчас Лена мастерски установила громоздкий мост, по пав колесами точно на рельсы. Теперь нужно попробовать катнуть мост, пойдет ли, закрутятся ли колесики, нет ли где перекоса, заедания? А как это сделать, пока не подключен мотор? — Сюда, бригада, все сюда!—требует мастер. Оставили всяк свое занятие, сошлись возле моста и под «раз-два — взяли!» навалились на него, уперлись в раму, и мост сначала медленно, потом все быстрее и быстрее покатился, гудя колесами, по широко рас ставленным и закрепленным рельсам. Покатился, покатился, пока не стукнулся, не споткнулся о специальные упоры, об ограничители хода. Снова навалились разом и катнули в обратном направлении. И ве село было смотреть, как Пашка вдруг догнал погромыхивающий мост, подпрыгнул и уселся на нем. Сдвинув свой промасленный берет так, чтобы облаком торчали рыжие кудри, покатил, подбоченясь и этаким же нихом поглядывая вверх на Лену-крановщицу. Пашку за штанину сдернул сварщик Багратион. — Тоже мне...— притворно сердясь, ворчал сварщик.—Нашел каре ту. Сообразил!.. Убедившись, что мост получился что надо, снова принялись за недо- собранные узлы Андрюхе мастер велел опилить и зачистить компенсирующие сталь ные прокладки. Уяснив, зачем понадобились пластинки-компенсаторы и какой они должны быть толщины, Андрюха порылся в тумбочке, отыскал драчевый напильник, зажал одну из прокладок в тисках, что установлены у цеховой стены на слесарном верстаке, и начал зачищать края пластины. Левая рука впереди — на шершавом брусе напильника, в правой — деревянная ручка; ноги на полшага расставлены. Из-под на пильника сыплются опилки, Андрюха подналегает — размах на всю дли ну напильника, сталь постанывает; вот уже края пластины заблестели, оседают, выравниваются... Время от времени Андрюха переводит дух, разглядывает ладонь левой руки — на ней отпечаталась сетчатая насечка; вытирает рукавом рубашки пот со лба, и снова — ритмичные движения рук, подналегание всем телом, и это чувство податливости металла, эти струйки серых опи лок, этот размах на всю длину новенького острозубого напильника—• «Вжиу, вжиу!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2