Сибирские огни, 1973, №1

Раму моста, громадную неуклюжину, сваренную из уголков и швеллеров, опутали тросами, навздевали эти тросы на крюк, Пашка вытянул руку ладонью вверх, будто хотел узнать, нет ли дождя. •— Вира помалу! И рама отделилась от автопогрузчика, на котором ее привезли в цех, отделилась и поплыла по воздуху, будто чудовищная рыбина, пой­ манная на крючок. Остановилась и, согласно Пашкиному дирижирова­ нию, опустилась прямо в центре участка. Все. Теперь установить на раму четыре колеса, двигатель, редукторы, и мост готов. А мост — основа всей машины, он понесет на себе главные узлы, которыми завалены сейчас верстаки и многие из которых так до сих пор полностью не собраны. Мост медленно покатится по рельсам над моделью, помещенной в яме, или же в большом ящике-опоке. А в поперечном направлении пс мосту вперед-назад будет бегать тележка, на которой закреплена голов­ ка-пескомет. Струя земли, вылетая из головки, будет наполнять яму или опоку равномерным слоем. Пройдет мост в один конец — получится один слой, повернет мост в обратном направлении — еще один слой. И так, пока не заформуется модель. А чтобы получилось слаженное движение моста, тележки, двух конвейеров и ротора, в машине целых пять моторов, пять приводов и сложная электроавтоматика. — Студент! — зовет мастер.— Поставь-ка сюда вот этот кожух. И Андрюха берется крепить к раме моста железный кожух, кото рыи оградит, прикроет ленту конвейера. А вокруг все меняется, меняется; на опрокинутую раму ставят веду­ щие колеса, двигатель, редукторы. Пашка подтаскивает из кладовой ящики с новенькими болтами, шайбами, шпильками, гайками, с подшип­ никами, которые упакованы в пергамент и покрыты густой смазкой. •Гена-солдатик в сторонке дособирает и отлаживает зубчатые муф ты; тонкие проворные пальцы его мечутся по рассыпанным на верстаке деталям, по инструменту, мечутся, мечутся, глаза напряженно работа­ ют, брови сведены, и узел растет, собирается; что надо -— в нем уже движется, что надо — накрепко соединено. Гена подхватывает муфту и — к раме. Ужом ныряет в щель между швеллерами; стоя, лежа, сидя за винчивает, затягивает, постукивает, проверяет — гибкий, упругий... «Красота!» — в который раз уже думает Андрюха, поглядывая на Гени­ ну работу. Да и вообще парней не узнать — повеселели, собрались, напружи­ нились; даже Мрачный Тип перестал поглядывать на Андрюху ненавидя­ щим вгзлядом: работа пошла, некогда. И Мрачный Тип сосредоточенно загоняет солидол из шприца в шариковые масленки, будто ставит мосту оздоровительный укол. -— Кра-ан! — опять кричит на весь цех Пашка, задирая голову вверх, туда, где под голубенькой косынкой белеет лицо Лены-кранов- щицы. — А-ан! — наверное, слышится ей там. И Лена — за рычаги и рукоятки, Лена пальчиком — на кнопку, и вот уже переворачивается и становится на рельсы своими четырьмя ко лесами, словно лапами, только что собранный мост. Андрюхе вспоминается недавний случай, когда Лена удивила всю бригаду. Надо было завинтить огромную, с человеческую голову, гайку. Как с такой сладишь? Тут не возьмешь гаечный ключик да не завин­ тишь играючи. Ключ Пашка с Мрачным Типом еще смогли поднять, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2