Сибирские огни, 1973, №1
муфты. Синька свежая, сиреневая, видимо недавно из светокопии: от бумаги исходил еще острый запах аммиака. — Видишь,—-сказал мастер,—пальцевая муфта. Их в машине бу дет штук десять. Почти все детали для муфт есть, можно бы и соби рать—нет только вот таких резиновых колец. На склад еще не посту пили. Не будем ждать, сами выточим. Ты и займись. Вот тебе резина, вот две насечки. Сначала нарубишь заготовок побольше, потом сто чишь их на конус с двух сторон. Надевай по одной на стерженек и — пошел. Точило вон там, у стенки... Все понятно? И не успел Андрюха сориентироваться, что-либо ответить, мастера рядом уже не было. Ушел. Полы черного сатинового халата развева лись в проходе между верстаками. «Все понятно...» — буркнул Андрюха и принялся за дело. Расстелил на деревянном чурбачке лоскут толстой резины, присел на верстаке, взял насечку и молоток и, ударяя по насечке, стал вырубать в резине небольшие отверстия. Походило на то, как охотники вырубают пыжи из войлока. На поверхности чурбачка оставались кольцеобразные следы от острой трубчатой насечки. Вырубив с полсотни отверстий, Андрюха вставлял в них направляю щий штырь другой насечки, побольше, бил молотком, и получались ре зиновые кольца, которые теперь предстояло обточить на конус на наж даке или «точиле», как сказал мастер. Навздевав заготовки-кольца на стальной стерженек, как шашлык на шампур, Андрюха отправился на соседний участок; там, у самой стенки цеха стоял станочек с двумя наждачными камнями; один камень желтый, другой зеленоватый. Над станочком —броский плакат: «Осто рожно —руки!» . Андрюха надавил на пусковую кнопку, мотор взвыл, камни, гудя и подрагивая, начали вращаться. Оставив на стерженьке одно кольцо, Андрюха прижал его к желтоватому камню. Камень, поворачивая заготовку, одновременно обдирал с нее лиш нюю резину, делал кольцо похожим на костяшку от конторских счетов. Резина от трения начала подгорать, в. глаза и нос полез едкий дым. От вернуться же никак нельзя: руки о наждак обдерешь в два счета. Волей- неволей приходилось вдыхать резиновую гарь. К тому же ободки у колец получались не одинаковой толщины. Андрюха старался тверже держать стержень-оправку, менял угол на клона ее, однако кольца все равно получались кривые. Он портил одну заготовку за другой, от вонючей резиновой гари разболелась голова, по ташнивало. Пока набил руку и сделал первое более или менее нормаль ное кольцо, кончились заготовки. Поплотнее сжав зубы, начал все сначала. Достал из тумбочки из дырявленный уже лоскут резины, насечки, молоток и, согнувшись над чурбачком, принялся вырубать новую партию. И снова бешено вращались наждачные круги, и опять желтый ноздреватый камень обдирал резину, и прямо под носом у Андрюхи клубилось черно-синее облако гари. Двадцать второе кольцо, двадцать четвертое, двадцать шестое, двадцать седьмое, ну, еще одно, еще, ну, ско ро последнее... Слюна заполняла рот, голова кружилась, во всем теле бы ла вялость: угорел он, отравился резиновой гарью. И теперь уже едва сдерживался, чтобы не побежать к мастеру и не сказать ему, что это же издевательство —точить кольца таким способом!.. Ведь простейший штамп клепает эти паршивые кольца тысячами за смену. «Вообще, бардак сплошной,—думал Андрюха, борясь с тошно-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2