Сибирские огни, 1973, №1
только экономическую эффективность на учных исследований (применяя натураль ные, стоимостные и трудовые показатели в комплексе), но их социальную эффектив ность (улучшение условий труда и жизни, повышение техники безопасности, сохране ние здоровья и работоспособности и т. п.). Так, создание в Институте горного дела СО АН СССР на основе цикла Б. В. Суд- нишникова пневматических ручных молот ков без отдачи резко снизило (в 10—15 раз) заболеваемость от вибрационных пе регрузок. В настоящее время цикл «исследование — производство» длится (в зависимости от теоретической сложности темы, научной «удачи» и т. д.) от 2 до 12—15 лет. Нема лую роль имеет при этом правильное пла нирование, четкое финансирование, рацио нальная расстановка сил и средств. Поэто му так необходимо введение сетевого пла нирования, временной оценки выполняе мых работ, устранение искусственной раз общенности научных учреждений, проект ных организаций и промышленных пред приятий, усиление мощности эксперимен тальных цехов, создание научно-техниче ских (или научно-производственных) фирм, т. е. научных объединений с законченным циклом и т. д. В книге излагаются современные взгля ды на основы научной организации на учного труда. Необходимо иметь такие подразделения по внедрению НОТ в каж дом научном учреждении, и в книге дают ся рекомендации по организации их рабо ты, методика анализа затрат рабочего вре мени. Но, анализируя бюджет времени науч ных сотрудников и всего персонала науч ного учреждения, необходимо изучать не только рабочее, но и внерабочее время, ибо подлинное творчество не укладывается в рамки рабочей «смены». Так, по данным бюджетных обследований, научные работ ники Новосибирска тратят 1—2 часа, кро ме регламентированного рабочего времени, на то, что стало главным в их жизни. В целом, указывают авторы, эффективность труда в научных учреждениях лишь за счет лучшей его организации можно под нять на 20—30 процентов, и это при мини мальных затратах. В книге предпринята попытка, что назы вается, преодолеть «парадоксы», которые наблюдаются в организации труда науч ных работников. Вот лишь некоторые из них. Права директора НИИ были до послед него времени настолько мизерны, что он порой должен был нанимать несколько ма лоспособных сотрудников со «стандарт ной» зарплатой — вместо одного с не сколько повышенной; оплачивать перечис лением через банк со счета на счет огром ные суммы сторонним организациям, за работу, не всегда в срок и качественно из готовленную, вместо проведения этой ра боты в мастерских института за меньшую оплату временной группой приглашенных специалистов. Многое в деятельности НИИ зависит от его руководителя, ученого-организатора, однако пока нет ни одного учебного заве дения, где бы их готовили. Как показывает опрос, в Новосибирске лишь каждое пятое исследование было про ведено в соответствии с индивидуальными наклонностями исполнителей. Лишь немно гим больше половины научных работников перешли на научную работу, имея соответ ствующие наклонности или способности, ос тальных же привлекли сюда лучшие усло вия труда научных работников (13,6 про цента опрошенных), случайные причины (1,4 процента) и т. д. (этим, видимо, и объясняется появление в НИИ работников, очень мало дающих науке и обществу). Обычно мы выступаем против текучести кадров. Применим ли этот принцип к науч ному учреждению? Авторы, отвечая на эти вопросы, рассмат ривают различные категории работников науки, их количественные соотношения (сложившиеся и рекомендуемые), защища ют текучесть, то бишь «отсев» посредствен ных работников из НИИ и КБ и призыва ют повысить значение конкурсов, аттеста ций, рекомендуя «проводить их не фор мально, а так, чтобы получилось действи тельно соревнование, в котором побеждает сильнейший». В заключении монографии рассматрива ются некоторые вопросы дальнейшего со вершенствования организации труда в сфе ре науки — создание в коллективах творче ской атмосферы, пути преодоления конф ликтных ситуаций, обеспечение нормально го режима труда и отдыха научных сотруд ников и т. д. Очень интересный и довольно «щекотли вый» вопрос — о нормировании. С одной стороны — можно ли нормировать творче ство, каковым является труд ученого? А с другой — нередко можно встретить в НИИ нормы на все — на чтение научной литера туры, на написание научного отчета и т. д. Однако в общей массе научного труда творчество, не поддающееся нормированию, не столь уж велико. А все остальное в тру де содержит повторяющиеся работы, имею щие аналогии. Эта часть допускает норми рование и нуждается в нем. В книге не все равнозначно, есть спор ные мысли ц выводы, формулировки порой даны далеко не лучшим образом. Но она очень важна и полезна. Жаль, что тираж ее очень мал и не все смогут прочесть ее. И еще один вывод напрашивается после знакомства с книгой: все поднятые здесь вопросы настолько важны, что пора иметь специальное учреждение, которое бы зани малось их разработкой. Ф. БАТУРИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2