Сибирские огни, 1973, №1

ного населения были открыты подготови­ тельны е отделения и интернаты при О м ­ ском, Тюменском, Красноярском , Х а б а р о в ­ ском м едицинских институтах. Н а 10 тысяч ж и тел ей на К райн ем Севере приходится сейчас д о 37 врачей; население о б с л у ж и в а ­ ют 37 отделений санитарной авиации. О р азвити и печати на я з ы к ах народов С е вера р а с ск а зы в ает статья И. Ф. Беленки- на. Он п иш ет о том, к а к за р о ж д а л и с ь п ер­ вы е газеты в крае, как вы растали здесь свой поэты и прозаики. В предвоенные го ­ д ы было оп убли кован о на северны х м л а д о ­ письменны х я з ы к а х 50 брошюр политиче­ ской тем ати ки . В послевоенное врем я на д е в я ти я з ы к а х (эвенкийском, эвенском, н анайском , хантыйском, мансийском, не­ нецком, чукотском, корякском, эскимос­ ском) и зд а н о 377 книг худож ественной и очерковой ли тературы ти р аж о м 431150 э к ­ зем п ляров. В конце 50-х годов в н ац и о­ н ал ьн ой л и тер ату р е северны х народов по­ явились новые, м олод ы е авторы , многие из которы х бы стро приобрели и звестн ость за п редел ам и своих н ац и он ал ьны х округов, а иные — и за рубеж ом . Успехи народностей советского К райн его С евера особенно яр к о видны в со п оста вле­ нии их с трудн ой судьбой тр у д я щ и х с я з а ­ р убеж н ого С евера — эским осами, и н д ей ц а­ ми, ал еутам и , с а ам ам и на А ляске, в К а н а ­ де, Г рен лан ди и и С кандинавии... Больш ой , сл ож ны й и славны й путь от п атр и ар х ал ьщ и ны и ди кости к строи тель­ ству коммунистического общ ества прош ли н ароды советского С евера. Н а ц и о н а л ь н а я политика К П С С р а зб и л а л ж и в ы е идеи и м ­ пери али стов о неспособности к р азвитию та к н азы в аем ы х о тсталы х н ародов. В т я н у ­ ты е в русло советского р азв и ти я, северны е н ародн ости н аш ей Р о д и н ы п о к азы в аю т свои вы сокие д уховны е способности, у ч а с т зу я в строительстве нового общ ества. М. БУДАРИН. П. Н. Завлин, А. И. Щербаков, М. А. Юдалевич. Труд в сфере науки. Новосибирск, «Наука», 1972. С н а ч а л а несколько цифр. П о подсчетам н екоторы х экономистов, рост п рои зводи ­ тельности т р у д а зависит на 8/9 от вн едре­ ния н аучны х достиж ений. В 1965 год у з а ­ т р ат ы на науку возросли по сравнению с 1959 г. в д в а с лишним раза. К а ж д ы й рубль, вкл ады в аемы й в науку и освоение ее результатов, д а е т 1 рубль 45 коп. п ри ро­ ста национального дохода. (В то ж е врем я к а ж д ы й рубль, н ап равл яемы й па увеличе­ ние основных п роизводственны х фондов, д а е т прирост национального до х о д а лиш ь на 39 коп.). В отдельны х научных у ч р е ж ­ ден и ях экономическая эфф ективность еще выш е; к примеру, на 1 рубль з а т р а т на со­ д е р ж а н и е Института горного дел а СО АН С С С Р в озв ращ ен о государству около 100 В реш ен и ях XX IV съ езда КП С С п остав­ лены за д а ч и всемерно повысить эф ф ек ти в­ ность работы институтов, каф едр и л а б о ­ раторий, концентрировать усилия ученых на решении н аиболее важных^ проблем, ус­ к о р я т ь применение достиж ений науки в н а ­ родном хозяйстве. А вторы книги «Труд в сфере науки» п р ед ­ при н яли попытку комплексно рассм отреть м алои сследован ны е вопросы о месте науки в системе общественного р азд ел ен и я т р у ­ да, об организации научного труда, его особенностях и т. д. О сновная цель в ы ­ явлени е путей повышения эфф ективности тр у д а в сфере науки. У далось ли авторам достичь этой цели? Не все, но многое удалось. С ам ое г л а в ­ ное — книга подним ает важ н ы е вопросы, она д а е т пищу дл я размыш лений и в ы д в и ­ гает конкретные п редлож ения. О н а инте­ ресна не только человеку, р аботающ ем у в научном учреждении, но и работни ку вуза, и п роизводственнику. В ней вы ясн яю тся особенности научной деятельн ости (н ови з­ на и оригинальность, ун и кальн ость и не- повторяемость, вероятностный х ар ак те р и риск, док азател ь н о сть полученны х свед е­ ний и инф орм ац и и ) и обосн овы вается п о ­ л о ж ен и е П р о г р ам м ы К П С С о превращ ен и и науки в н епосредственную п р о и зво д и т ел ь ­ ную силу, р а ск р ы в аю тс я особенности и н а ­ п равл ен и я дифф ерен ц и ац и и и интеграции наук. В м он ограф и и д а е тс я определение п он яти я «н аучн ая р абота» («творческая деятельн ость, н а п р ав л ен н ая на получение, си стем ати зац ию и п ерераб отку н овы х о р и ­ гинальных, д о к азател ь н ы х сведений и и н ­ ф орм ац и й »). Т ако е определение научной р аботы необходим о д л я статистики науки, ее п л ан и рован и я и прогн озирован и я. В основу кл ассиф и кац и и научны х р а б о т и н аучны х учреж д ен и й п о л о ж ен о и х ц ел е­ вое назначение. Т акой подход, естественно, исклю чает бы тующ ее в н а сто я щ ее вр ем я р азд ел ен и е н аучны х учреж д ен и й по к а т е г о ­ ри ям (с соответствующ им и разл и ч и ям и в оп л ате труда, п р о д олж и тел ь н ости о тп у ­ сков и т. д.). А вторы н азы в аю т ф акторы , к о торы е у д о ­ р о ж а ю т научны е и сследован и я. Так, в н а ­ стоящ ее врем я ф акти чески не у ч и ты вается исп ользован и е н аучного о б орудов ан и я. П о ­ этом у п редл агается , с учетом специф ики науки, устан ови ть д и ф ф ер ен ц и р о ван н ую н о р м у ам орти зац и и из расч ета с л у ж б ы о т­ дел ьны х ви дов п риборов и о б о р у д о в ан и я в течение 2— 5 лет, созд ать ц е н т р а л и зо в а н ­ ную кар то т ек у научной ап п ар ату р ы , им ею ­ щ ей ся в и сследовательски х и н сти тутах, п о ­ выш ать значение стоим остны х п о каза тел ей в деятельн ости научных организаций. В книге реком ен дуется о п редел я ть не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2