Сибирские огни, 1973, №1

и направлениями) принципах обрисовки литературного героя. И сследователь х а ­ рактеризует этот новаторский подход тем, что человек в ли тературе XIX в. впервые по-настоящему становится «совокупно­ стью общественных отношений» к ак в плане своего индивидуального, так и кол­ лективного бытия. Р азум еется, четкость этого принципа не всегда проступает у различных писателей в классически ясных формах, но сам принцип неизменно сох­ раняется. Вместе с тем, углубляется психологиче­ ский анализ, который у великих художни- ков-реалистов XIX в. становится мощным и гибким средством раскры тия внутренне­ го мира человека. Одной из новейших проблем л и терату­ роведения является проблема х удож ест­ венного времени и пространства. Р а с с м а т ­ ривая эти категории поэтики «укрупнен- но», в принципиальном плане, исследова­ тель, естественно, смог очертить лишь о б ­ щие контуры этих очень тонких и своеоб­ разных элементов поэтической структуры произведения. Хотелось бы надеяться, что автор вернется в своей дальнейшей работе к этой проблеме. Интересна в книге постановка вопроса о соотнесенности русского и западн оевро­ пейского реали зм а XIX в. И сследователь, сосредоточивая внимание на особенностях «национальных образов мира», стремится выделить устойчивый «общий центр», ко­ торый ф ормируется из числа особых, из­ любленных к аж д о й национальной л и тера­ турой тем, положений, композиционных решений и т. п. Говоря о русской л и тера­ туре, Г. Фридлендер указы вает на «син­ тетические ф ормы и зображ ения общест­ ва». Н а р я д у с этим он учитывает и роль читающей публики в кристаллизации н а ­ циональных образов мира. Хорошо разработан а автором исследо­ вания ди н ам и ка повествовательных ж а н ­ ров. Известно, что в ж ан ровой «иерархии» первое место п ри н адлеж и т роману. Тонкие наблюдения над худож ественной структу­ рой ром ана различных писателей даю т возм ожность проследить его эволюцию, понять роль ром ана в обновлении других ж ан ров литературы. Р о м а н в истории русской литературы XIX в. — ж ан р динамический. Он, к ак вер­ но утвер ж д а ет ученый, никогда не «засты ­ вает», не отливается в готовую, канони­ ческую форму, а всякий раз рож дается как оригинальное явление. К ром е того, русский ром ан XIX века — результат ш и ­ рокой ж ан ровой интеграции, ж ан рового синтеза. Тем самым он отр аж ает один из общих законов развития ж ан р о в в эпоху реализма. Автор книги останавливается и на п роб­ леме язы ка гшсателей-реалистов. Н уж н о посетовать, что «суммарность» излож ения в этом разделе стесняет исследователя. О дн ако и здесь мы находим глубокие мыс­ ли. Например, о характере повествования в гоголевской «Шинели». Специальная глава отведена рассм отре­ нию поэзии в эпоху реализм а. Здесь автор исходит из полож ения о том, что пути р а з ­ вития поэтических и прозаических ж ан ров в эпоху реализм а совпадают. «Соответст­ вие м еж д у «м асштабами», свойственными самой объективной реальности, — говорит ученый,— и вторичными м асш табам и твор­ чески создаваем ой поэтом на основе ее от­ раж ен и я поэтической карты мира и я в л я ­ ется главным законом реалистического искусства и реалистической лирики». Т о н ­ кие сравнения с принципами «классиче­ ской» и романтической поэзии дел аю т кон­ цепцию автора ясной и убедительной. С ледующ ая глава — о поэтике д р а м а т и ­ ческих ж ан р о в в эпоху реализма. Отмечая слабую теоретическую разработанность этого вопроса, автор считает возм ожным коснуться его лишь в порядке п редвари ­ тельной постановки. Однако д олж н о зам е­ тить, что и в таком плане глава отличает­ ся теоретической основательностью и перс­ пективностью выдвигаемых тезисов. П ри влекает внимание стремление иссле­ довател я рассмотреть драм атические ж а н ­ ры в общей системе реалистической поэ­ тики, отыскать те худож ественные прин­ ципы, которые характерны и дл я эпиче­ ских ж анров, и д л я лирических. Это тем более необходимо, поскольку драм ати ч е­ ские ж ан ры вступают во взаимодействие с романом и повестью. П ож алуй , нуж даю тся в известных уточ­ нениях намечаемые д ва типологических направления в истории драмы — «паф ос­ ное», «патетичное», и — «проблемное» (по терминологии Э. Ш тайгера, теорию кото­ рого с исторической поправкой берет за основу Г. М. Фридлендер). «Патетичность» и «проблемность», нам дум ается, определяют разные уровни поэ­ тической структуры произведения. Они мо­ гут, очевидно, бл агодаря этому, входить в одну структуру, не исключая друг друга. В этом случае типологическое различие лишается своего логического основания. Заве рш ае т книгу краткая, но очень чет­ кая по теоретическим посылкам глава, в которой раскры вается принципиальное отличие поэтики реализм а от поэтики м о­ дернизма. Книга Г. М. Ф ридлендера ценна тем, что ставит и во многом реш ает актуальные проблемы теории литературы. Она стиму­ лирует научную мысль и д а е т в о зм о ж ­ ность широким читательским кругам поз­ накомиться с одним из интереснейших р а з ­ делов современного литературоведения. в. одинокое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2