Сибирские огни, 1973, №1
и направлениями) принципах обрисовки литературного героя. И сследователь х а рактеризует этот новаторский подход тем, что человек в ли тературе XIX в. впервые по-настоящему становится «совокупно стью общественных отношений» к ак в плане своего индивидуального, так и кол лективного бытия. Р азум еется, четкость этого принципа не всегда проступает у различных писателей в классически ясных формах, но сам принцип неизменно сох раняется. Вместе с тем, углубляется психологиче ский анализ, который у великих художни- ков-реалистов XIX в. становится мощным и гибким средством раскры тия внутренне го мира человека. Одной из новейших проблем л и терату роведения является проблема х удож ест венного времени и пространства. Р а с с м а т ривая эти категории поэтики «укрупнен- но», в принципиальном плане, исследова тель, естественно, смог очертить лишь о б щие контуры этих очень тонких и своеоб разных элементов поэтической структуры произведения. Хотелось бы надеяться, что автор вернется в своей дальнейшей работе к этой проблеме. Интересна в книге постановка вопроса о соотнесенности русского и западн оевро пейского реали зм а XIX в. И сследователь, сосредоточивая внимание на особенностях «национальных образов мира», стремится выделить устойчивый «общий центр», ко торый ф ормируется из числа особых, из любленных к аж д о й национальной л и тера турой тем, положений, композиционных решений и т. п. Говоря о русской л и тера туре, Г. Фридлендер указы вает на «син тетические ф ормы и зображ ения общест ва». Н а р я д у с этим он учитывает и роль читающей публики в кристаллизации н а циональных образов мира. Хорошо разработан а автором исследо вания ди н ам и ка повествовательных ж а н ров. Известно, что в ж ан ровой «иерархии» первое место п ри н адлеж и т роману. Тонкие наблюдения над худож ественной структу рой ром ана различных писателей даю т возм ожность проследить его эволюцию, понять роль ром ана в обновлении других ж ан ров литературы. Р о м а н в истории русской литературы XIX в. — ж ан р динамический. Он, к ак вер но утвер ж д а ет ученый, никогда не «засты вает», не отливается в готовую, канони ческую форму, а всякий раз рож дается как оригинальное явление. К ром е того, русский ром ан XIX века — результат ш и рокой ж ан ровой интеграции, ж ан рового синтеза. Тем самым он отр аж ает один из общих законов развития ж ан р о в в эпоху реализма. Автор книги останавливается и на п роб леме язы ка гшсателей-реалистов. Н уж н о посетовать, что «суммарность» излож ения в этом разделе стесняет исследователя. О дн ако и здесь мы находим глубокие мыс ли. Например, о характере повествования в гоголевской «Шинели». Специальная глава отведена рассм отре нию поэзии в эпоху реализм а. Здесь автор исходит из полож ения о том, что пути р а з вития поэтических и прозаических ж ан ров в эпоху реализм а совпадают. «Соответст вие м еж д у «м асштабами», свойственными самой объективной реальности, — говорит ученый,— и вторичными м асш табам и твор чески создаваем ой поэтом на основе ее от раж ен и я поэтической карты мира и я в л я ется главным законом реалистического искусства и реалистической лирики». Т о н кие сравнения с принципами «классиче ской» и романтической поэзии дел аю т кон цепцию автора ясной и убедительной. С ледующ ая глава — о поэтике д р а м а т и ческих ж ан р о в в эпоху реализма. Отмечая слабую теоретическую разработанность этого вопроса, автор считает возм ожным коснуться его лишь в порядке п редвари тельной постановки. Однако д олж н о зам е тить, что и в таком плане глава отличает ся теоретической основательностью и перс пективностью выдвигаемых тезисов. П ри влекает внимание стремление иссле довател я рассмотреть драм атические ж а н ры в общей системе реалистической поэ тики, отыскать те худож ественные прин ципы, которые характерны и дл я эпиче ских ж анров, и д л я лирических. Это тем более необходимо, поскольку драм ати ч е ские ж ан ры вступают во взаимодействие с романом и повестью. П ож алуй , нуж даю тся в известных уточ нениях намечаемые д ва типологических направления в истории драмы — «паф ос ное», «патетичное», и — «проблемное» (по терминологии Э. Ш тайгера, теорию кото рого с исторической поправкой берет за основу Г. М. Фридлендер). «Патетичность» и «проблемность», нам дум ается, определяют разные уровни поэ тической структуры произведения. Они мо гут, очевидно, бл агодаря этому, входить в одну структуру, не исключая друг друга. В этом случае типологическое различие лишается своего логического основания. Заве рш ае т книгу краткая, но очень чет кая по теоретическим посылкам глава, в которой раскры вается принципиальное отличие поэтики реализм а от поэтики м о дернизма. Книга Г. М. Ф ридлендера ценна тем, что ставит и во многом реш ает актуальные проблемы теории литературы. Она стиму лирует научную мысль и д а е т в о зм о ж ность широким читательским кругам поз накомиться с одним из интереснейших р а з делов современного литературоведения. в. одинокое.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2