Сибирские огни, 1973, №1
нами новых возможностей новеллистическо- г0 ж »?Ра ’ которые ведут такие прозаики, как М. Рощин, В. Шукшин, Е. Носов В. Максимов». В статье Л .Гальцевой «Душевной п рав дой разум окрыля» всесторонне рассм атри вается лирико-философская поэма Б. Ручье- ва «Прощ анье с юностью». Ее основная д рам ати ч еская коллизия — «не прощанье с юностью..., а столкновение человека с си лами м рака и беззакония, его нравственная и политическая победа над ними». Л. Г аль цева не только выясняет место поэмы в творчестве Ручьева, но и сопоставляет ее с произведениями А. Твардовского, В. Лу- говского, В. Федорова. Интересна статья Н. Михайловской «П о вести и рассказы М. С. Гроссмана (к воп росу о худож ественном своеобразии)», вы ясняющ ая особенности творческого м етода писателя на анализе его книг «П ти ц а-р а дость» и «Ж и ви влюблен». Н е забы та в сборнике и соврем енная д е т ская л и тература Урала. С татья В. Р о ж к о ва «Воспитание словом» зн аком и т с творче ством детской писательницы Л . П рео б р а женской. Критик кратко обозревает ее творческий путь, тонко разб и рает главней шие произведения, остан авли ваясь на их воспитательном значении и худож ественной специфике. В. Р о ж к о в отмечает и недостат ки произведений Л. Преображ енской. Сборник охваты вает довольно широкий круг вопросов, связанны х с современной ли тературой Юж н ого Урала. Он рассчитан на библиотекарей, краеведов и всех любителей литературы. А. МАЛЮТИНА. Г. М. Фридлендер. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. Л., «Наука», 1971. В последние годы резко возрос интерес к теории реализма. Книга Г. М. Фридлен- дера «Поэтика русского реализма» вносит весомый вклад в эту теорию. Главное д о стоинство работы заключается в том, что она предлагает не описание отдельных х а рактерных черт реалистической поэтики, а воссоздает целостную идейно-художест венную систему. Сам автор так определил свою задачу: «Цель настоящих очерков — на м атериале русской литературы 19 века осветить некоторые сложные и спорные вопросы об общих особенностях структу ры реалистического отраж ения действи тельности, о вытекающей отсюда специ фической системе его ж ан ров и средств». И сследователь утверж дает, что реализм в литературе XIX в. возник на почве, подго товленной не только сентиментализмом и романтизмом, но в результате развития многовековой реалистической традиции. Таким образом, реализм рассматривается как худож ественная система и как метод. Что ж е является отличительной особен ностью поэтики реализма? Г. Фридлендер справедливо указывает, что наиболее об щей особенностью является «стремление так построить сюжетное развитие, ж ан р о вую ф орму и вообще всю художественную структуру поэтического произведения, что бы они точно и верно воспроизводили об лик реальной жизни...». Подчеркивая пре дельную «свободу» в развитии поэтики ре ализма, автор книги говорит, что дл я по нимания природы реализма важнейшее значение имеет ценностный аспект восприя тия и изображ ения действительности. Воп рос, является ли оценка художником изоб раж аем ой действительности, подчиненной определенной «норме», «канону», или соот ветствует «объективному масш табу и цен ности» воспроизводимых явлений, весьма существен д л я разграничения реалистиче ского и нереалистического искусства. В этой связи рассм атриваю тся вопросы сюж ета и ж ан ра. Г. Ф ридлендеру п ринад л е ж а т очень интересные и плодотворные наблюдения над функцией сюж ета и ж а н ровой спецификой в реалистической л и те ратуре. В соответствии с общей тенденцией реалистической поэтики к свободе от вся кого рода схем и умозрительных построе ний, сюжет реалистического произведения, подчеркивает исследователь, как бы р о ж дается к аж ды й раз заново, отр аж ая , вме сте с тем, типические стороны жизни. Т ен денция ж е к усложнению жи зн и и стрем ление писателя к углубленному изучению ее ведет к ж анровой интеграции, ж а н р о в о му синтезу (н аряду с процессом ж а н р о в о го дробления). Процесс ж ан рового синте за, смешение и взаимопроникновение р а з личных родов литературы — вообще свой ство реалистических произведений XIX в. Особо следует выделить р а зр а б а т ы в а е мую ученым проблему худож ественной перспективы, которая была вы двинута не мецким филологом Р. Вайманом. «Та или иная перспектива и зо б р а ж е ния,— пишет Г. Фридлендер,-— оп ределяе м ая мировоззрением писателя в широком смысле слова, в свою очередь, определяет сюжет произведения, принципы его х у дож ественного построения, влияет на вы бор предмета и самого способа и зо б р а ж е ния». В этой худож ественной перспективе, как мы видим, огромную роль играет т в о р ческая индивидуальность писателя, кото рая органично вписывается в систему р е а листической поэтики. Русский реализм XIX в. к ак бы заново открыл читателям современного им челове ка. Речь идет в данном случае о новых (по сравнению с предшествующими методами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2