Сибирские огни, 1973, №1

нами новых возможностей новеллистическо- г0 ж »?Ра ’ которые ведут такие прозаики, как М. Рощин, В. Шукшин, Е. Носов В. Максимов». В статье Л .Гальцевой «Душевной п рав­ дой разум окрыля» всесторонне рассм атри­ вается лирико-философская поэма Б. Ручье- ва «Прощ анье с юностью». Ее основная д рам ати ч еская коллизия — «не прощанье с юностью..., а столкновение человека с си­ лами м рака и беззакония, его нравственная и политическая победа над ними». Л. Г аль­ цева не только выясняет место поэмы в творчестве Ручьева, но и сопоставляет ее с произведениями А. Твардовского, В. Лу- говского, В. Федорова. Интересна статья Н. Михайловской «П о­ вести и рассказы М. С. Гроссмана (к воп­ росу о худож ественном своеобразии)», вы­ ясняющ ая особенности творческого м етода писателя на анализе его книг «П ти ц а-р а­ дость» и «Ж и ви влюблен». Н е забы та в сборнике и соврем енная д е т ­ ская л и тература Урала. С татья В. Р о ж к о ­ ва «Воспитание словом» зн аком и т с творче­ ством детской писательницы Л . П рео б р а­ женской. Критик кратко обозревает ее творческий путь, тонко разб и рает главней ­ шие произведения, остан авли ваясь на их воспитательном значении и худож ественной специфике. В. Р о ж к о в отмечает и недостат­ ки произведений Л. Преображ енской. Сборник охваты вает довольно широкий круг вопросов, связанны х с современной ли­ тературой Юж н ого Урала. Он рассчитан на библиотекарей, краеведов и всех любителей литературы. А. МАЛЮТИНА. Г. М. Фридлендер. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX века. Л., «Наука», 1971. В последние годы резко возрос интерес к теории реализма. Книга Г. М. Фридлен- дера «Поэтика русского реализма» вносит весомый вклад в эту теорию. Главное д о ­ стоинство работы заключается в том, что она предлагает не описание отдельных х а­ рактерных черт реалистической поэтики, а воссоздает целостную идейно-художест­ венную систему. Сам автор так определил свою задачу: «Цель настоящих очерков — на м атериале русской литературы 19 века осветить некоторые сложные и спорные вопросы об общих особенностях структу­ ры реалистического отраж ения действи­ тельности, о вытекающей отсюда специ­ фической системе его ж ан ров и средств». И сследователь утверж дает, что реализм в литературе XIX в. возник на почве, подго­ товленной не только сентиментализмом и романтизмом, но в результате развития многовековой реалистической традиции. Таким образом, реализм рассматривается как худож ественная система и как метод. Что ж е является отличительной особен­ ностью поэтики реализма? Г. Фридлендер справедливо указывает, что наиболее об­ щей особенностью является «стремление так построить сюжетное развитие, ж ан р о ­ вую ф орму и вообще всю художественную структуру поэтического произведения, что­ бы они точно и верно воспроизводили об­ лик реальной жизни...». Подчеркивая пре­ дельную «свободу» в развитии поэтики ре­ ализма, автор книги говорит, что дл я по­ нимания природы реализма важнейшее значение имеет ценностный аспект восприя­ тия и изображ ения действительности. Воп­ рос, является ли оценка художником изоб­ раж аем ой действительности, подчиненной определенной «норме», «канону», или соот­ ветствует «объективному масш табу и цен­ ности» воспроизводимых явлений, весьма существен д л я разграничения реалистиче­ ского и нереалистического искусства. В этой связи рассм атриваю тся вопросы сюж ета и ж ан ра. Г. Ф ридлендеру п ринад­ л е ж а т очень интересные и плодотворные наблюдения над функцией сюж ета и ж а н ­ ровой спецификой в реалистической л и те­ ратуре. В соответствии с общей тенденцией реалистической поэтики к свободе от вся­ кого рода схем и умозрительных построе­ ний, сюжет реалистического произведения, подчеркивает исследователь, как бы р о ж ­ дается к аж ды й раз заново, отр аж ая , вме­ сте с тем, типические стороны жизни. Т ен­ денция ж е к усложнению жи зн и и стрем ­ ление писателя к углубленному изучению ее ведет к ж анровой интеграции, ж а н р о в о ­ му синтезу (н аряду с процессом ж а н р о в о ­ го дробления). Процесс ж ан рового синте­ за, смешение и взаимопроникновение р а з ­ личных родов литературы — вообще свой­ ство реалистических произведений XIX в. Особо следует выделить р а зр а б а т ы в а е ­ мую ученым проблему худож ественной перспективы, которая была вы двинута не­ мецким филологом Р. Вайманом. «Та или иная перспектива и зо б р а ж е­ ния,— пишет Г. Фридлендер,-— оп ределяе­ м ая мировоззрением писателя в широком смысле слова, в свою очередь, определяет сюжет произведения, принципы его х у ­ дож ественного построения, влияет на вы ­ бор предмета и самого способа и зо б р а ж е ­ ния». В этой худож ественной перспективе, как мы видим, огромную роль играет т в о р ­ ческая индивидуальность писателя, кото­ рая органично вписывается в систему р е а ­ листической поэтики. Русский реализм XIX в. к ак бы заново открыл читателям современного им челове­ ка. Речь идет в данном случае о новых (по сравнению с предшествующими методами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2