Сибирские огни, 1973, №1
ли и влились в коллектив бывшего т р а к торного, а т о г д а — Т анкограда, сотрудники прославленного ленинградского К ировско го завода, инж енеры и рабочие из М о сквы. Во время войны Ч Т З носил имя С ер гея Мироновича Кирова. «Все силы — фронту!» — таков был лозунг той поры. «Никто не произносил красивы х слов, все было до предела просто. Бы л а Родина, и были они — конструкторы. Бы ли мы — со ветские люди и были они — враги, ф аш и сты. И было единоборство — кто кого?» Не случайно в тот период в Челябинск переехал н арком ат танковой промышлен ности, а 'в о з г л а в л я л и зав од известные руко водители советской промышленности: ди ректор И. М. Зальцм ан , бывший нарком, и его преемник на посту главы народного комиссариата В. А. Малышев. Имена пере довых рабочих Ф. С. Р ябы х, И. С. Гридина, конструкторов Ж - Я. Котина, Н. Л . Д у х о ва и многих других навсегда запомнило благодарное Отечество. Фронтовики говорили уральц ам «боевое спасибо» за машины, которые были м ощ нее, маневреннее, надежнее, чем лучшие враж еские танки. В споре «кто кого?» побе дили наши инженеры, рабочие, кон структо ры. Победил народ, п обедила п артия Л е нина. Сценой митинга и дем онстрации челяби н ских тракторозаводц ев в Д ен ь Победы 9 м ая 1945 года закан чи вается эта интерес ная книга. Очерки сопровож даю тся «Хроникой в а ж нейших д а т и событий», им предпослано краткое предисловие с перечнем фамилий тех товарищей, что приняли участие свои ми советами и воспоминаниями в создании «Летописи»,— несколько сот фамилий! Очерковая книга уральских литераторов в полный голос р ассказы вает о ж и в о т в о р ных истоках советского патриотизма. Б. ТУЧИН. О писателях-земляках. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд,, 1971. Сборник статей, подготовленный члена ми секции критиков Челябинской писа тельской организации, тематически о х в а тывает ли тературное прошлое Урала, послеоктябрьскую уральскую литературу и вопросы худож ественного мастерства. В открывающей книгу статье М. Чул- киной «Писатели Урала в революции 1905— 1907 годов» рассказы вается о ф ор мировании пролетарской литературы. В то время возникали обличительные журналы, в частности — подпольный ж у р н ал группы Р С Д Р П «Взрыв». Пролетарские писатели П. Заякин-Уральский, П. Мурашов, П. Второв, А. Дементьев и другие непо средственно участвовали в революционном движении. К сож алению , автор статьи не назы вает ни одного произведения Ф. Сы- ромолотова, А. Чердынцева, А. Степного, В. Каменского. П равильно определяя по литическую позицию писателей-демократов и анализируя творчество А. Туркина, П. Блиновского, Е. Гадмер, Н. Новикова, исследовательница лишь упоминает таких представителей этой группы, как С. Гусев- Оренбургский и А. Погорелое. Не раскры та в статье и л и тературн ая деятельность национальных писателей Урала М. Гафу- ри, Г. Тукая, Г. Ибрагимова и др. Тема, затрон утая М. Чулкиной, чрезвычайно важна; к сож алению , анализ худож ествен ных особенностей разбираемы х произве дений оставляет ж ел ать лучшего, да и, в отличие от других статей, стилистических шероховатостей эта работа содержит н ем а ло. Остальные литературно-критические ста тьи сборника посвящены уральской л и тер а туре послеоктябрьской эпохи. Особое место заним ает в ней историко-биографический ро ман А. Шм акова «Петербургский изгнан ник». Анализ этого произведения, я в л я ющ е гося «вкладом в создание и сторико-биогра фического ж ан ра», дан в статье А. Скробо- вой «Трилогия о первом русском револю ционере». Н а большом м атери ал е построена и х о рошо написана статья Э. Д ергач евой «Л. Н. Сейф уллина на Урале». В ней п ока зана разносторонняя деятельность вы д аю щейся писательницы на У рале и дан и дей но-художественный ан ал и з расск а за « П р а вонарушители» (1922). О вкладе поэтов Юж н ого У р ал а в общ е союзную поэзию в годы Великой О течест венной войны интересно рассказан о в статье Е. Дорошенко. Многие уральские поэты бы ли ф ронтовиками (М. Л ьвов, М. Гроссман и др.) Н екоторы е из них отдали ж и зн ь за Родину (К. Реут, В. Зан ад воров, Р. Вох- менцев, И. Бортни ков). Высоким патри оти ческим чувством была проникнута поэзия уральцев Л. Татьяничевой, В. К узнецова, А. Гольдберга. Е. Арензон в полемических зам етк а х о рассказах южн оуральски х прозаиков «И н ер ция ш тампа и сила ж а н р а » на примерах произведений Вас. Еловских («Высокие то поля»), Николая Фомичева («Ранней вес ной»), Иосифа Богуславского («С ап огова лял ьн ая улица»), Виктора Потан и н а («П о езда не возвращаю тся», «П ьяный дом») справедливо критикует стереотипность си туаций, заданность коллизий и другие ху дож ественные недостатки, ведущие к нару шению психологической правды. П о л о ж и тельно оцениваются рассказы Р у стам а В а леева («Когда вода цвела», «И что он х о чет, что любит?»), Сергея П етрова («На станции»), Л. К ом арова («Сон о красных ш ар ах » ); они «обращ аю т на себя внимание несомненной связью с плодотворными поис-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2