Сибирские огни, 1973, №1

мунистов вели разговор о том, как прини­ мать прибывающих отовсюду строителей. Н уж н о было претворять в действитель­ ность указание В. И. Ленина: «Если бы мы могли д ат ь завтра 100 тысяч первокласс­ ных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это только ф ан тази я), то средний крестьянин сказал бы: «Я за ком- мунию (т. е. за коммунизм)». Урал, богатый углем и строительными материалами, поставщик металла и элек­ троэнергии, долж ен был стать местом воз­ никновения гиганта отечественной трактор­ ной промышленности. Принципиальное ре­ шение о строительстве Ч Т З было принято, по предлож ению уральской делегации, XIV Всероссийским съездом Советов и обрело конкретную форму в постановлении СНК СС С Р от 29 м ая 1929 года. Авторы «Летописи» стараются по воз­ можности лаконично рассказать об основ­ ных событиях первых полутора десяти­ летий развития предприятия (освещение дальнейшего периода составит тему следу­ ющих очерков, работа над которыми в на­ стоящее время уж е ведется). В книге тепло, с любовью изображены многие строители и первые работники за ­ вода. Авторы стремятся, хотя бы коротко, осветить биографию своих героев. Очевид­ но, 1рамки «Летописи» не слишком распо­ л агаю т к подробностям, понятна сложность отбора наиболее характерного и яркого. Не всегда фигуры первопроходцев социали­ стической индустрии в книге выписаны д о ­ статочно выпукло и ярко. Н о отдельные недочеты не ум аляю т главного: создан волнующий портрет крупного коллектива, обрисованы его радости и горести, не скры­ ваю тся и те трудности, что преодолева­ лись в ходе возведения завода и началь­ ных лет его работы. Вот они — передовые рабочие из брига­ ды И в ан а Монахова и Федора Капралова. П он ач алу никакой специальности — вче­ рашние ж ители деревень, а на стройке — землекопы, грузчики, они упорно учатся, овл адеваю т сложнейшими строительными профессиями, даю т отпор лодырям, про­ гульщикам и рвачам, учатся организован­ ности и дисциплине, не считаются со вре­ менем, превозмогают наваливающуюся усталость. В проливной дож дь, в лютый мороз не прекращается работа. А проектанты и конструкторы! Какая смелость, инженерная дерзость, какой эн­ тузиазм понадобились для того, чтобы, не имея решительно никакого опыта, в счи­ танные месяцы и годы, превзойти результа­ ты лучших мировых фирм и не только пе­ рекрыть их возможности по количеству вы­ пускаемых тракторов, но и создать более совершенные и эффективные в техническом отношении машины! И всегда там, где трудно, раздавался призыв: «Коммунисты, вперед!» Роль Коммунистической партии, пример ее бойцов и командиров постоянно п одчер­ киваются авторами книги. В событиях тех лет зам етно было у ч а­ стие одного из руководителей строительст­ ва ЧТ З Л еон а Богдановича С аф разьян а, человека, которого всегда н ап равляю т на передний край. «С аф разьян прекрасно знал многих рабочих — плотников, бетонщиков, арматурщиков. Зн ал их не только по ф а м и ­ лии, имени и отчеству, но нередко т а к ж е и их семейное положение. Зн ал, у кого р а з ­ валились сапоги, кому в первую очередь надо выдать материю на штаны. Он следил за состоянием духа у людей, п оддержи вал в них бодрость — это было важ н о не в меньшей степени, чем сам ая лучш ая орга­ низационная работа». Е м кая и точная х а­ рактеристика. Н а многих страницах «Летописи» возни­ кает образ наркома тяж елой промышлен­ ности Г. К. О рдж оникидзе. Крупный п ар­ тийный и государственный деятель, вы даю ­ щийся организатор промышленности, он был неизменно чуток и друж елюбен, поль­ зовался непререкаемым авторитетом и без­ граничной любовью трудящихся. При всей непомерной занятости нарком находил время для того, чтобы вникнуть в самые малые надобности челябинцев, неотступно п оддержи вал и направлял их усилия. В течение всего 1930 года идет подготов­ к а — строятся ж и лы е дома и бараки, хле­ бозавод, дороги; приглашаю тся кадры строителей, изучаются и корректируются проекты и планы. И вот 10 августа 1930 го­ д а — «Большой Д ень Большого Урала». З ак л ад к а фундам ентов первых цехов. Н а з ­ начены ж есткие сроки. И точно по графику 15 м ая 1933 года, в 3 часа 40 минут дня, первый челябинский трактор тронулся с места. «Трактор пошел! Сначала неуверенно, рывками, словно ребе­ нок, делающий первые шаги, потом быст­ рее, быстрее... Распахнулись ворота м ехано­ сборочного, и трактор под ликующие воз­ гласы сотен людей, встречающих его, вы к а­ тил на заводской двор». А когда разрази лась Великая Отече­ ственная, стало ясно — мы выстоим и побе­ дим, в невероятно тяж елой битве поможет нам мощная промышленная база, созд ан ­ ная в предвоенные годы. Челябинский тракторный перестраивается на производ­ ство танков. Могучие боевые машины ухо­ дят с уральских конвейеров на поля с р а ­ жений. В книге сказано о многих ф акторах н а ­ шей победы. Среди них — передислокация промышленности с З а п а д а на Восток. «Те­ перь это каж ется чудом: словно могучей рукой, на Украине подняли огромный з а ­ вод, перенесли его за тысячи километров на Урал, опустили на землю, сказали : д ей ­ ствуй! — и завод заработал. К ак в с к а з ­ ке...» Добавим: не только на Украине. Н а ­ ряду с харьковчанами, в Челябинск прибы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2