Сибирские огни, 1973, №1
мунистов вели разговор о том, как прини мать прибывающих отовсюду строителей. Н уж н о было претворять в действитель ность указание В. И. Ленина: «Если бы мы могли д ат ь завтра 100 тысяч первокласс ных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это только ф ан тази я), то средний крестьянин сказал бы: «Я за ком- мунию (т. е. за коммунизм)». Урал, богатый углем и строительными материалами, поставщик металла и элек троэнергии, долж ен был стать местом воз никновения гиганта отечественной трактор ной промышленности. Принципиальное ре шение о строительстве Ч Т З было принято, по предлож ению уральской делегации, XIV Всероссийским съездом Советов и обрело конкретную форму в постановлении СНК СС С Р от 29 м ая 1929 года. Авторы «Летописи» стараются по воз можности лаконично рассказать об основ ных событиях первых полутора десяти летий развития предприятия (освещение дальнейшего периода составит тему следу ющих очерков, работа над которыми в на стоящее время уж е ведется). В книге тепло, с любовью изображены многие строители и первые работники за вода. Авторы стремятся, хотя бы коротко, осветить биографию своих героев. Очевид но, 1рамки «Летописи» не слишком распо л агаю т к подробностям, понятна сложность отбора наиболее характерного и яркого. Не всегда фигуры первопроходцев социали стической индустрии в книге выписаны д о статочно выпукло и ярко. Н о отдельные недочеты не ум аляю т главного: создан волнующий портрет крупного коллектива, обрисованы его радости и горести, не скры ваю тся и те трудности, что преодолева лись в ходе возведения завода и началь ных лет его работы. Вот они — передовые рабочие из брига ды И в ан а Монахова и Федора Капралова. П он ач алу никакой специальности — вче рашние ж ители деревень, а на стройке — землекопы, грузчики, они упорно учатся, овл адеваю т сложнейшими строительными профессиями, даю т отпор лодырям, про гульщикам и рвачам, учатся организован ности и дисциплине, не считаются со вре менем, превозмогают наваливающуюся усталость. В проливной дож дь, в лютый мороз не прекращается работа. А проектанты и конструкторы! Какая смелость, инженерная дерзость, какой эн тузиазм понадобились для того, чтобы, не имея решительно никакого опыта, в счи танные месяцы и годы, превзойти результа ты лучших мировых фирм и не только пе рекрыть их возможности по количеству вы пускаемых тракторов, но и создать более совершенные и эффективные в техническом отношении машины! И всегда там, где трудно, раздавался призыв: «Коммунисты, вперед!» Роль Коммунистической партии, пример ее бойцов и командиров постоянно п одчер киваются авторами книги. В событиях тех лет зам етно было у ч а стие одного из руководителей строительст ва ЧТ З Л еон а Богдановича С аф разьян а, человека, которого всегда н ап равляю т на передний край. «С аф разьян прекрасно знал многих рабочих — плотников, бетонщиков, арматурщиков. Зн ал их не только по ф а м и лии, имени и отчеству, но нередко т а к ж е и их семейное положение. Зн ал, у кого р а з валились сапоги, кому в первую очередь надо выдать материю на штаны. Он следил за состоянием духа у людей, п оддержи вал в них бодрость — это было важ н о не в меньшей степени, чем сам ая лучш ая орга низационная работа». Е м кая и точная х а рактеристика. Н а многих страницах «Летописи» возни кает образ наркома тяж елой промышлен ности Г. К. О рдж оникидзе. Крупный п ар тийный и государственный деятель, вы даю щийся организатор промышленности, он был неизменно чуток и друж елюбен, поль зовался непререкаемым авторитетом и без граничной любовью трудящихся. При всей непомерной занятости нарком находил время для того, чтобы вникнуть в самые малые надобности челябинцев, неотступно п оддержи вал и направлял их усилия. В течение всего 1930 года идет подготов к а — строятся ж и лы е дома и бараки, хле бозавод, дороги; приглашаю тся кадры строителей, изучаются и корректируются проекты и планы. И вот 10 августа 1930 го д а — «Большой Д ень Большого Урала». З ак л ад к а фундам ентов первых цехов. Н а з начены ж есткие сроки. И точно по графику 15 м ая 1933 года, в 3 часа 40 минут дня, первый челябинский трактор тронулся с места. «Трактор пошел! Сначала неуверенно, рывками, словно ребе нок, делающий первые шаги, потом быст рее, быстрее... Распахнулись ворота м ехано сборочного, и трактор под ликующие воз гласы сотен людей, встречающих его, вы к а тил на заводской двор». А когда разрази лась Великая Отече ственная, стало ясно — мы выстоим и побе дим, в невероятно тяж елой битве поможет нам мощная промышленная база, созд ан ная в предвоенные годы. Челябинский тракторный перестраивается на производ ство танков. Могучие боевые машины ухо дят с уральских конвейеров на поля с р а жений. В книге сказано о многих ф акторах н а шей победы. Среди них — передислокация промышленности с З а п а д а на Восток. «Те перь это каж ется чудом: словно могучей рукой, на Украине подняли огромный з а вод, перенесли его за тысячи километров на Урал, опустили на землю, сказали : д ей ствуй! — и завод заработал. К ак в с к а з ке...» Добавим: не только на Украине. Н а ряду с харьковчанами, в Челябинск прибы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2