Сибирские огни, 1973, №1
гает варианты решения некоторых вопросов экономики и культуры изучаемого края. Все проблемы у него последовательно нанизываются на извилистую нить долгого пути от Новосибирска на Оби до устья Большого Каса, впадающ его в Енисей. И постепенно мы узнаем, какие чудесные пе ремены о ж и д аю т Обь-Енисейское м е ж д у речье в будущем. Резко возрастет заготов ка и вывоз прекрасного леса, ныне почти нетронутого; будет н ал аж ен сбор кедрового ореха, грибов и ягод; большие суда по плывут по гигантскому голубому кольцу, соединившему Зап адную , Восточную С и бирь и Л едови ты й океан; путь грузов из бассейнов Ангары и Енисея на зап а д со кратится на полторы-две тысячи километ ров; в зимние месяцы застойная обская во да получит живительный кислород, что по м ож ет увеличить запасы ценной «красной» рыбы; на осушенных болотах будут д о б ы вать торф, вы ращ и вать хлеб, — хозяйство района, таким образом, получит комплекс ное развитие, включая и организованный туризм. И все это станет возм ожным, если возродить к жизни задавлен ны й конкурен цией в дореволюционную пору, разруш ен ный колчаковцами в годы граж д ан ской вой ны, запущенный, технически устаревший, но такой удобный и дешевый Обь-Енисейский водный путь. П роблем а эта в книге исследована солид но, выводы и предлож ения опираются на мнение авторитетных ученых, хозяйствен ников, опытных людей. Интересны нам и люди, ж и вущ и е по бе регам Оби, Кети, Озерной, Л ом оватой , М а лого и Больш ого Каса. Мы их видим — ж и теля Максимкина Яра Сербина, в доме ко торого жил в ссылке Я. М Свердлов, на блюдателей гидропостов Корнилова и К у з нецова, потомков старообрядц ев Ш а л а м о ва и Зибзеева. Люди это колоритные, креп кие, своеобычные. В. Т арасов ими откро венно любуется, нравятся они и читателю; «Игнат Петрович стоял на корме, вы п ря мившись во весь рост, з а ж а в под рукой длинную рулевую палку-привод. Было ж а р ко. Он разделся до пояса, и комары отска кивали от него на полном ходу лодки, н казалось, что им не за что зацепиться на обтянутом гладкой кожей могучем торсе». Кое-где и в этой книге автора еше «зан о сит», и тогда появляются длинные описа ния никому не нужных гонок на лодках по реке, детски-умилительное любование тем, как загл аты вает свою добычу щучка или к ак хозяйка гостиницы «воспитывает» з а блудшего теленка... П равда, таких заносов и излишеств немного... Обе книги иллюстрированы ф отосн им ка ми, конкретизирующими представление чи тателя о природе и людях этих далеких мест. Книги, подобные «Свиданию с Арктикой» и «Хождению за девять рек», пользуются неизменным вниманием читателей. О собен но нужны они людям, которые изучают, об ж и в аю т Сибирь, осваиваю т ее богатства. И всем, кто интересуется этим, в сущности, еще очень молодым, краем нашей страны, краем, у которого «все еще впереди». В. ЗЕЛЕНСКИЙ. Летопись Челябинского тракторного (1929—1945 гг.). М., Профиздат, 1972. В годы первой пятилетки А. М. Горький обратился к советским ли тераторам с при зывом: трудовой подвиг строителей социа листической индустрии д олж ен быть зап е чатлен вдохновенным худож ественным сло вом, создадим «Историю ф абри к и за в о дов». У ж е тогда были опубликованы пер вые очерки, посвященные строителям но вых промышленных предприятий. В д а л ь нейшем эта ли тературн ая работа была про долж ен а. П о яв и вш а яся недавно «Летопись Ч елябинского тракторного» представляет несомненную удачу в серии книг по исто рии рабочего класса СССР. Книга родилась на заводе. В 1965 году партийный комитет Ч Т З и общественная редколлегия обратились к ветеранам тр а к торостроения с просьбой принять участие в написании коллективного труда — иссле дования истории предприятия. Вскоре в ли тературное объединение, которое концент рировало в своих руках поступающие м ате риалы, стала приходить обширная почта. Можно было по-разному подойти к обра ботке ценнейшей информации. Безусловно, полезным было бы докум ентально-стати стическое извлечение, нашел бы своего чи тателя сборник воспоминаний и рассказов работников завода. Но написавшие книгу Л . К ом аров, Е. Ховив, Н. Зарж евски й , вер ные горьковской традиции, избрали иной путь. П оявились худож ественные очерки, не лишенные, однако, элементов научного исследования и умело включающие мему арные фрагменты. Повествование начинается событиями хмурых дней ноября 1929 года. Ран н яя зи ма, морозы, снег. За старой Ч е л я б о й — з а мерзшее болото, белые холмы и взгорки. Безлюдно. К азалось, ничто не предвещает грядущих перемен. Но сюда, на целину, в санном поезде из нескольких возков, при бывает посланец партии, старый больш е вик, видный деятель хозяйственного ф рон та, назначенный начальником строитель ства, Казимир Петрович Ловин; с ним — группа сотрудников и заместителей. Выби рается площ адка для будущ его завода. А через несколько дней состоялось пер вое партийное собрание: восемнадцать ком
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2