Сибирские огни, 1973, №1

гает варианты решения некоторых вопросов экономики и культуры изучаемого края. Все проблемы у него последовательно нанизываются на извилистую нить долгого пути от Новосибирска на Оби до устья Большого Каса, впадающ его в Енисей. И постепенно мы узнаем, какие чудесные пе­ ремены о ж и д аю т Обь-Енисейское м е ж д у ­ речье в будущем. Резко возрастет заготов­ ка и вывоз прекрасного леса, ныне почти нетронутого; будет н ал аж ен сбор кедрового ореха, грибов и ягод; большие суда по­ плывут по гигантскому голубому кольцу, соединившему Зап адную , Восточную С и ­ бирь и Л едови ты й океан; путь грузов из бассейнов Ангары и Енисея на зап а д со­ кратится на полторы-две тысячи километ­ ров; в зимние месяцы застойная обская во­ да получит живительный кислород, что по­ м ож ет увеличить запасы ценной «красной» рыбы; на осушенных болотах будут д о б ы ­ вать торф, вы ращ и вать хлеб, — хозяйство района, таким образом, получит комплекс­ ное развитие, включая и организованный туризм. И все это станет возм ожным, если возродить к жизни задавлен ны й конкурен­ цией в дореволюционную пору, разруш ен ­ ный колчаковцами в годы граж д ан ской вой­ ны, запущенный, технически устаревший, но такой удобный и дешевый Обь-Енисейский водный путь. П роблем а эта в книге исследована солид­ но, выводы и предлож ения опираются на мнение авторитетных ученых, хозяйствен­ ников, опытных людей. Интересны нам и люди, ж и вущ и е по бе­ регам Оби, Кети, Озерной, Л ом оватой , М а ­ лого и Больш ого Каса. Мы их видим — ж и ­ теля Максимкина Яра Сербина, в доме ко­ торого жил в ссылке Я. М Свердлов, на­ блюдателей гидропостов Корнилова и К у з­ нецова, потомков старообрядц ев Ш а л а м о ­ ва и Зибзеева. Люди это колоритные, креп­ кие, своеобычные. В. Т арасов ими откро­ венно любуется, нравятся они и читателю; «Игнат Петрович стоял на корме, вы п ря­ мившись во весь рост, з а ж а в под рукой длинную рулевую палку-привод. Было ж а р ­ ко. Он разделся до пояса, и комары отска­ кивали от него на полном ходу лодки, н казалось, что им не за что зацепиться на обтянутом гладкой кожей могучем торсе». Кое-где и в этой книге автора еше «зан о­ сит», и тогда появляются длинные описа­ ния никому не нужных гонок на лодках по реке, детски-умилительное любование тем, как загл аты вает свою добычу щучка или к ак хозяйка гостиницы «воспитывает» з а ­ блудшего теленка... П равда, таких заносов и излишеств немного... Обе книги иллюстрированы ф отосн им ка­ ми, конкретизирующими представление чи­ тателя о природе и людях этих далеких мест. Книги, подобные «Свиданию с Арктикой» и «Хождению за девять рек», пользуются неизменным вниманием читателей. О собен­ но нужны они людям, которые изучают, об­ ж и в аю т Сибирь, осваиваю т ее богатства. И всем, кто интересуется этим, в сущности, еще очень молодым, краем нашей страны, краем, у которого «все еще впереди». В. ЗЕЛЕНСКИЙ. Летопись Челябинского тракторного (1929—1945 гг.). М., Профиздат, 1972. В годы первой пятилетки А. М. Горький обратился к советским ли тераторам с при­ зывом: трудовой подвиг строителей социа­ листической индустрии д олж ен быть зап е­ чатлен вдохновенным худож ественным сло­ вом, создадим «Историю ф абри к и за в о ­ дов». У ж е тогда были опубликованы пер­ вые очерки, посвященные строителям но­ вых промышленных предприятий. В д а л ь ­ нейшем эта ли тературн ая работа была про­ долж ен а. П о яв и вш а яся недавно «Летопись Ч елябинского тракторного» представляет несомненную удачу в серии книг по исто­ рии рабочего класса СССР. Книга родилась на заводе. В 1965 году партийный комитет Ч Т З и общественная редколлегия обратились к ветеранам тр а к ­ торостроения с просьбой принять участие в написании коллективного труда — иссле­ дования истории предприятия. Вскоре в ли­ тературное объединение, которое концент­ рировало в своих руках поступающие м ате­ риалы, стала приходить обширная почта. Можно было по-разному подойти к обра­ ботке ценнейшей информации. Безусловно, полезным было бы докум ентально-стати­ стическое извлечение, нашел бы своего чи­ тателя сборник воспоминаний и рассказов работников завода. Но написавшие книгу Л . К ом аров, Е. Ховив, Н. Зарж евски й , вер­ ные горьковской традиции, избрали иной путь. П оявились худож ественные очерки, не лишенные, однако, элементов научного исследования и умело включающие мему­ арные фрагменты. Повествование начинается событиями хмурых дней ноября 1929 года. Ран н яя зи ­ ма, морозы, снег. За старой Ч е л я б о й — з а ­ мерзшее болото, белые холмы и взгорки. Безлюдно. К азалось, ничто не предвещает грядущих перемен. Но сюда, на целину, в санном поезде из нескольких возков, при­ бывает посланец партии, старый больш е­ вик, видный деятель хозяйственного ф рон­ та, назначенный начальником строитель­ ства, Казимир Петрович Ловин; с ним — группа сотрудников и заместителей. Выби­ рается площ адка для будущ его завода. А через несколько дней состоялось пер­ вое партийное собрание: восемнадцать ком

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2