Сибирские огни, 1973, №1
У к н и ж н о й по лн о е И. Калашников. Последнее отступление. Роман. Улан-Удэ, Бурят, кн. изд., 1961. И. Калашников. Разрыв-трава. Роман. М., «Худ. лит.» [Роман-газета], 1972. Когда речь заход и т о семейских, старов е рах, вы ходц ах из средней полосы России, поселившихся в З аб а й к а л ь е при Е к атер и не II, обычно и поныне вспоминают роман Ильи Ч ернева «Семейщина». Книгу эту не вольно вспоминаешь, читая и ром аны И сая К а л аш н и к о в а «П оследнее отступление» и «Р азр ы в-тр ав а» . Хотя ром ан И. Чернева и произведения И. К а лаш н и кова — вещи очень разные, да и задачи, которые ставил перед собой к а ж д ы й из авторов, различны. О б ъ ед и н яет эти книги ж изненный м атери ал — ж и зн ь и быт семейских, своеобразн ая психология семейского м ужи ка. К а ж д ы й из ром ан ов И. К ал аш н и к о ва — сам остоятельн ое произведение. Н о посколь ку действие «Последнего отступления» р а з верты вается раньш е, а ром ан а « Р а зр ы в -т р а в а » — позж е, и оба они ох ваты в аю т о гр о м ный отрезок времени, от конца первой м и ровой войны до конца второй, и вовл ека ют в свои события большое количество ге роев, и место действия сосредоточено преи м ущественно в семейском селе,— оба р о м а на р азв ер ты в аю т перед читателем широкое полотно социальных преобразований и пси хологической ломки в жи зн и забай кальски х старооб рядц ев. Бурный водоворот г р а ж д а н ской войны, расслоение семейского села, описанны е в ром ан е «Последнее отступле ние», кол л екти ви зац и я и тяж ки й труд се мейских ж енщ и н в годы Великой О течест венной войны в ром ане « Р азры в-трав а» — все это писатель показал с хорошим зн ан и ем жи зн и и быта своих героев, их язы ка и оригинального мышления, па конкретных человеческих судьбах. К рестьянин из семейского села не знал пом ещиков, но его угнетали царские чинов ники, местные богатеи, староста, семейский поп-уставщик. Был он крепким и выносли вым, работящ им , немногословным и осто рож ны м , истово п ри держ и вался веры о т цов, которая к аза л а сь ему п рибежищ ем от людской скверны. Им енно таким м ужиком ушел на войну с «ерм ан ц ам и за царя-батюш ку» и З а х а р К равц ов, герой романа «Последнее отступ ление». Н о вернулся он д р у г и м — с одной рукой и душевной опустошенностью. В ер нулся с одним ж еланием — пахать землю. З а х а р убеж ден : револю ционны е события, которы е начали н ар аст ать по всей стране, не его у м а дело, ему своих заб о т по горло. И не зам еч ает поначалу З а х а р , что, пока он воевал, в селе произошли больш ие перем е ны. Д а что гам в селе! Его собственный сы нишка, подросток Артемка, « зар а зи л ся вольнодумством»! Н о скоро З а х а р у п ришлось убедиться, что затхлы й семейский укл ад, н а с а ж д а е м ы й ус тавщ и кам и , трещ ит по всем ш вам , что м у ж и к у ж е не тот, что был; что-то см естилось в его заскорузл ом представлении о мире, о ж и зн и и лю дях. Н ачалось, каза л о с ь бы, с м алого: семейские м ужики стали т аб ак у - рам и, у ж е не боятся осквернить дым ом проклятого зелья иконы, брею т бороды... З а х а р ещ е не понимает, что война лиш ь обострила те противоречия, которым и всегда ж и л о село, но он у ж е начинает пос тигать, пусть ещ е не умом, а сердцем, что недруги е г о — не б урят Д у г а р и другие иноверцы, а свои ж е семейские м ужики, б о гатеи Ф едот и Севостьян. П и сатель п о д р о б но п р о сл еж и вает все этапы э т о ю п р о б у ж д е ния. К а к ни строго п р и д ер ж и ваю тся сем ей ские своих обычаев, новое берет свое, и п ро исходит все это в ж есточайш ей борьбе. Е сли Федькой, сыном Севостьяна, руково ди т лиш ь ж ел ан и е вы рваться из-под в л а сти отца, то Артемка, н ап равл яемы й ссы л ь ным учителем П авл о м Сидоровичсм , у х о ди т в новую ж и зн ь прям ой и честной д о рогой. П и сатель вводи т в п овествован и е и и сто рических лиц — револю ционны х деятелей Цы р ем п и л а Р а н ж у р о в а , В аси ли я С ерова, Ви ктора Курнатовского, п о к азы в ает их роль в революционных собы тиях в Сибири. В р я д ли п равильно тр еб о вать от писателя такой ж е полноты в обрисовке этих о б р а зов, какой он доби л ся при создании в ы мышленны х героев, важ н о, что — пусть и п у н к т и р о м— писатель п оказал истинную расстан овку сил и тем самым н ари совал правди вую карти н у описы ваемы х событий. Главными героями ром ан а « Р а з р ы в - т р а ва» стан овятся сыновья семейского м у ж и ка Н аз а р а И ван ови ча — И гнат, Корней и Максим. С л ед уя логике развити я х а р а к теров этих героев, писатель р а зв е р ты в а е т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2