Сибирские огни, 1973, №1
Если в первом из двух приведенных четверостиший, представляющем как бы словесную скульптуру, еще веет холодком музейных статуй, то вторая строфа начи сто сметает всю литературность и мрамор- ность (эта ослепительная деталь — «пушок апельсинный»!) Заключительная строка стихотворения («По спине убегающим вниз!») как бы са ма убегает. Этакий ускользающе-легкий штрих... Так осязаемо, так телесно никто до Бу нина античных героев не писал. «СТИХОМ И ПЕРИОДОМ» Чтобы представить манеру письма Нико лая Языкова, возьмем строфу из стихо творения «Водопад». Море блеска, гул, удары , И зем л я потрясена; То стек л я н н ая стен а О ск алы раздроблена, То бегут чр ез к рутояры Многоводной Н иагары Ш ирина и глубина! Фраза по объему большая, сложная, но в то же время исключительно монолитная. Многострочная, она не распадается ни на двустишия, ни на трехстишия, ни на какие- либо другие равновеликие отрезки. Одна строка влечет за собой другую, и вся фра за выливается в нечто органически целое. Можно подумать, что сама тема стихо творения (водопад) требовала от_поэта об рушивающихся единой массой строк, своего рода каскада стихов. Но возьмем другое стихотворение, с совершенно другой темой: Не вы л ь убран ство н аш и х дней, Свободы и скры огневые! Р ы л еев ум ер, к а к злодей! — О вспом яни о нем, Россия, Когда восстан еш ь от цепей И си лы дви н еш ь гром овы е На сам о вл асти е царей! И здесь такая же сложная, пространная, нерасторжимая фраза. Пушкин сказал о Языкове: «Никто самовластнее его не вла деет. стихом и периодом». Очень верно. Хотя после Языкова были у нас и Лермон тов, и Некрасов, и Маяковский. Крупный мастер всегда остается в чем- то непревзойденным. «ЧТО ДЕЛАТЬ НАМ В ДЕРЕВНЕ!» Как писалось Пушкину? Видимо, по-раз ному. Бывало и такое: Веру перо, сиж у; н асильно вырываю У м узы дрем лющ ей н есвязн ы е слова. Ко звуку звук нейдет... Не для красного же, наверное, словца это сказано. Не в такие ли минуты начато стихотворение (из которого взяты и приве денные строки): Зим а. Что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу, н есущ его мне утром ч аш к у чаю , Вопросами: тепло ль? у ти х л а ли м етель? Далее идет ничуть не более собранное описание вялой охоты. Затем — унылого вечера («По капле, медленно глотаю скуки яд»). Но в конце, как бы постепенно разогрев шись, строки начинают звучать по-друго му: С н ачала косвен н о - вн и м ател ьн ы е взоры , Потом слов несколько, потом и разговоры , А там и друж ны й см ех, и песни вечерком . И вальсы резвы е, и ш епот за столом . И взо ры том ны е, и ветрены е речи, На у зкой лестн и ц е зам едл ен н ы е встречи... Заканчивается же стихотворение с ред кой даже для Пушкина пылкостью чувзтна: О ткры ты ш ея, грудь, и вью га ей в лицо! Но бури север а не вредны русской розе. К ак ж ар к о поцелуй п ы л ает на м о р о зе 1 К ак дева р у сск ая свеж а в пы ли снегов! Отношения с музой у поэта резко пере менились, и о ней можно сказать словами другого пушкинского стихотворения: И ож и вл яеш ься потом все боле, боле — И делиш ь н ако н ец мой п лам ен ь поневоле! На этом можно было бы и закончить разговор, удивившись тому, как поэт на на ших глазах охватывается пламенем вдох новения. Но есть маленькая деталь. Стихо творение кончается неожиданно — послед няя строка остается без своей предпола гаемой рифмующейся пары. Окинув взглядом стихотворение цели ком, видим, что оно и по смыслу-то не «за круглено». Если попытаться грубо сфор мулировать прозой его, содержание, то по лучится следующее: зимой в деревне скуч но, но когда приезжают гости, то бывает и весело. Сама по себе эта мысль не несет в себе поэтического зерна, и, видимо, под линное содержание стихотворения — сов сем не это. Жизнь души, сложная, текучая, трудно уловимая, — вот его содержание. А для этого содержания форма отрывка, с его нестрогим соблюдением внутренних про порций, как раз наиболее подходяща. Обор вавшись на полуслове, стихотворение обре ло законченную незаконченность. Недоста ток тотчас обернулся достоинством, как только он стал художественной задачей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2