Сибирские огни, 1973, №1
равно что говорить: пишет и с ритма не сбивается. Или даже так: пишет и орфо графических ошибок не делает! Конечно же, не делает. И вообще, после блестящих наблюдений Брюсова над звукописью Пушкина все эти подсчеты звуков «а» и «о» в строке вы глядят безнадежным повторением задов. Аллитерация в поэтичности строки игра ет чисто внешнюю, грубую роль. Поэтич ность скрывается где-то глубже. Она не в звуковой оболочке и не в логическом смыс ле слов, а в самом дыхании фразы. Если попытаться определить это языковедчески ми терминами, то скрывается она не столь ко в фонетике и морфологии, сколько в син таксисе. Читаем зимний пейзаж Фета: К ак лю бят н аходи ть задум чи вы е взоры Завеян н ы е рвы , н авеян н ы е горы , Бы ли н ки сон ны е среди нагих полей... «Завеянные рвы, навеянные горы». Надо же так сказать! Тут вся зима с ее зыбкими линиями. Строка за сто лет своего сущест вования не потускнела нисколько и, кажет ся, вырвалась из сердца сейчас. Если посмотреть на ее звукопись, то можно найти немалые богатства. Чего стоят только повторенные дважды, стоящие ря дом гласные — «ея», «ые» («завеянные») й потом еще раз «ея», «ые» («навеянные»). Конечно, эти переходящие друг в друга тя гучие звуки способствуют созданию обра за плавных сугробов. Но главное-то все-таки здесь в другом — в сочетании двух линий. Вогнутой (завеян ные рвы) и выгнутой (навеянные горы). Линии переходят одна в другую и образу ют волну. В этой волне вся плавность снежной поверхности. И синтаксическое деление этой строки на две половины — волнообразно-правильное. «Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ» Есть счастливые начала стихотворений. Они — как выстрел. Например, начальная строка стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом». Эта как бы случайно вырвавшаяся стро ка — самая главная в стихотворении. Она не раскрывает сразу все глубокое содержа ние стихотворения (иначе зачем . было бы писать последующие строки), но она сразу обещает, делает как бы неминуемым все это глубокое содержание. ПОРТРЕТ Называется миниатюра «Пушкин»: Кто знает, что такое слава! Какой ценой купил он право, В озм ож ность или благодать Над всем так м удро и лукаво Шутить., таи н ствен н о м олчать И ногу нож кой н азы вать?.. Шесть строк — и портрет готов. Не вда ваясь в рассуждения о том, как он глубок и верен, заметим, что писан он как бы пуш кинской рукой. Так скупы, так смелы, а главное, так легки его линии. Присмотримся лучше и увидим сходство не только в словаре, не только в граммати ческом строе речи (длинное предложение- период, не укладывающееся в традиционные четыре строки) и не только в характерном стихотворном размере (четырехстопный ямб), —• увидим сходство в самом движе нии слов, в их порядке. Разве не слышатся в этих строках пуш кинские: Как рано мог он ли ц ем ери ть, Т аить надеж ду, ревн о вать. Р азу в е р ять , зас тав и ть вери ть, К азаться м рачны м , и зн ы вать... В ахматовской миниатюре: Ш утить, таи н ствен н о м олчать И ногу нож кой н азы вать?.. А у Пушкина: То стан совьет, то разо вьет, И бы строй нож кой н ож ку бьет. Какую мощную изобразительную силу несут в себе здесь элементы онегинской строфы. ПУШОК АПЕЛЬСИННЫЙ Иван Бунин как поэт многими современ никами был встречен весьма прохладно. Рядом с такими яркими новаторами, как Блок и Брюсов, подчеркнуто традицион ный Бунин казался чуть ли не эпигоном. Конечно, и в начале века, и в последующие годы его поэзия, исполненная редкого внутреннего благородства, находила чита телей, которые оценивали ее по достоинст ву, но поэтическая слава его никогда не бы ла шумной. Судьба его в этом отношении напоминает судьбу Баратынского. Пробным камнем для поэта может слу жить то, как поэт справляется с темами, в решении которых уже имеются классиче ские примеры. Образы античной мифоло гии и античной литературы разработаны в поэзии так, что, кажется, трудно сказать здесь что-либо свое. Но прикасается к те ме поэт, и тысячелетний мрамор нали вается живой плотью: И Улисс говорит: «О Цирцея! Все п р екр асн о в тебе: и рука. Что п рически к о сн у л ась слегка, И сияющ ий локоть, и шея!» А богиня с улы бкой: «Улисс! Я г оржусь л ишь плечами своими Да пушком а п е л ь с и нным м еж ними, По спине убе г ающим вниз!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2