Сибирские огни, 1973, №1
* * * Если употребить отрицательные опреде ления, можно было бы сказать: не летучий, не бегучий, не мягкий, не льющийся. Внешне заторможенный, внешне косно язычный, внешне монотонный. Общее впечатление — плотный, густой. Сдержанностью и лаконичной точно стью стих Баратынского напоминает пуш кинский, но он не столь легок. Внешне стих Баратынского от стиха Пуш кина почти ничем не отличается. Нет у не го ни лермонтовского разнообразия разме ров, ни фетовской музыкальности и певу чести, ни некрасовских печальных трех- сложников. Нет тютчевской игры пиррихи- я м и . Ничего нет. И —• что-то есть. Иначе от куда же «лица необщее выраженье»? В большинстве случаев стих Баратын ского — это ямб. Четырехстопный, пяти стопный или разностопный. Тот самый ямб, который в совершенстве разработал Пуш кин. Баратынский состязался тут с Пушки ным — и не потерпел поражения. Ямб Баратынского — это не пушкинский ямб. Отличия его — глубинные.. Рядом с ними различия в метрике выглядят как чи сто внешние различия. Пушкинский ямб (в лирике) имеет песен ную основу. Под этим разумеется не столь ко его певучесть, сколько то свойство, что четверостишие в стихотворении, как куп лет в песне, и ритмически, и синтаксически, и в смысловом отношении распадается, как правило, на два двустишия. А каждая строка являет собой, как правило, какую-то целую смысловую и синтаксическую еди ницу. Пример: Я помню чудное мгновенье. Передо мной яви л ась ты, Как м имолетное виденье, Как гений чистой красоты . Ямб Баратынского в метрическом отно шении имеет основу повествовательную. Никто! Но слож ится певцу Канон нам едниш ним зоилом, Уже кадящ им м ертвецу, Чтобы ж ивы х зад еть кадилом. Никакого параллелизма здесь нет, ни син таксического, ни смыслового. Это пример прозы, причем прозы тяжеловесной, с при частным оборотом, внутри которого еще один оборот (с союзом «чтобы»). Отсутствие постоянных эпитетов, науч ная: точность слов, обилие философских по нятий, трудная сложность синтаксиса — все эта черты поэзии Баратынского как поэзии анализирующей. Возьмем заактированную уже «Музу». Но рассмотрим стихотворение с точки зрения его собственного построения: Но пораж ен бы вает м ельком свет Ее ли ц а необщ им вы р аж ен ьем , Ее речей спокойной простотой; И он скорей, чем едким осуж деньем , Ее п очтит н ебреж ной похвалой. Основную смысловую нагрузку несут здесь не существительные, а прилагатель ные. Не столько важно слово «выра женьем», сколько слово «необщим». Не «простотой», а именно «спокойной просто той», не «осужденьем», а именно «ед ким осужденьем»; не «похвалой», а именно «небрежной похвалой». Главное выговаривается в неглавном — признак внутренней силы, художественного полнокровия. Стихотворение это — не только глубокая самооценка, но и совершенный пример сти ля. На четыре строки —- четыре пары опре делений с определяемыми словами. Да не просто так — а расставленных в правиль ном порядке, по одной паре в строке. Та кая равномерная насыщенность строк дает «густоту» письма. Густоту не красок, а гу стоту точной мысли. Этой густотой точности служит и прозаический оборот со словами «скорей, чем». В четверостишии нет ни од ной шаткой, дребезжащей детали. Заканчивается стихотворение строкой — «Ее почтит небрежной похвалой». Здесь и ясное знание своей судьбы, и скрытая горечь, и чувство достоинства. Улыбка силь ного человека. «ХОЛОД, БЛЕСК...» Бунина всегда тянуло к «холоду» в сти хах. (Кем-то сказано: холод придает сти лю блеск). Еще в 1901 году он написал свой «ледяной» сонет: На вы соте, где н ебеса та к сини, Где радостно си яет синий свет, Глядело только солнце, к а к сти лет Чертил м ой сти х н а и зум рудн ой льдине. Но в полной мере этот «холод» проявил ся в стихах последних лет, когда поэт жил на чужбине. За год до смерти Бунин напи сал стихотворение «Ночь» (1952 г.): Л едяная ночь, м и страль (Он ещ е не стих). Вижу в окна бл еск и даль Гор, холмов нагих. Золотой, недвиж ны й свет До постели лег. Никого в подлунной нет. Только я да бог. Зн ает только он мою Мертвую печаль. Ту, что я от всех таю ... Холод, блеск, мистраль.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2