Сибирские огни, 1973, №1
«НАД ВЫМЫСЛОМ СЛЕЗАМИ ОБОЛЬЮСЬ» Как оценивать лирическую силу произ ведения? Тем, насколько волнует оно чи тателя? Насколько глубоко проникает в его душу? Вызывает ли оно слезы? Но даже если предположить, что все лю ди одинаково восприимчивы к лирике (а этого никогда не было и быть не может), то все равно этот принцип не всегда будет верен. Апухтин, например, едва ли не ча ще «вышибает слезу», чем Пушкин. Лири ческая же сила Пушкина, бесспорно, более могуча. В пушкинскую эпоху поэзия вообще от личалась благородной сдержанностью и уравновешенностью. Может быть, это была реакция на карамзинский сентиментализм, с его «Бедной Лизой». Разумеется, острые, будоражащие душу чувства занимали тог дашних лириков, но чувства эти являлись на свет закованными в броню классически- совершенных стиховых форм и светили из самой глубины строки, не вырываясь нару жу. Имеющий слух ясно расслышит подав ленные рыдания в таких пушкинских сти хотворениях, как «Безумных лет угасшее веселье» или «В последний раз твой образ милый» (современники вспоминают, как плакал над этим стихотворением Фет). Новый тип лиризма дал нам Некрасов. Он разрушил в стихе сдерживающие пре грады, и душа предстала как бы обнажен ной. Слезы, вызываемые чтением Некрасова, —облагораживающие слезы. Это разреше ние неимоверного жизненного напряжения, которое испытывает сильная личность, бо рец против могущественного зла (имеются в виду, в первую очередь, «Рыцарь на час», вступление к поэме «Мороз, Красный нос»). Нашей поэзии последних десятилетий пронзительности явно недостает. Самым пронзительным поэтом следует назвать Твардовского. И не столько в собственно лирике его, сколько в поэме «Дом у доро ги», в авторских отступлениях «Василия Теркина», «За далью—даль». Пронзительность -— это как раз та сторо на стиха, которая труднее всего поддается анализу. Это своего рода душевный магне тизм. И далеко не каждый человек, пишу щий стихи, обладает таким даром. Чем, например, объяснить силу вот этих строк Леонида Мерзликина: ...Мне ворота открою т солдаты И п роп устят н а площ адь меня. И сним у я тяж елы е латы , И отдам вороного коня. И обступят вельм ож ны е лица, Заш у м ят отчужденно и зло. — Где ж е воинство? — спросит царица, Я отвечу: — В степях полегло. П оклоню сь и скаж у без боязни: — Я не плут, не м ош енник, не вор. Просто я проиграл... И для казн и Н аточите острее топор. Мне не ж ал ь куполов ясноглавы х. Мне не ж ал ь вороного коня. Только ж ал ь м оих молодцев бравы х, Что поверили слепо в меня. СТИХ ИЗ ПРОЗЫ Если искать предшественников Бунина- пейзажиста, то ни Пушкин и Лермонтов, ни даже Тютчев и Фет таковыми названы быть не могут. Русская проза, особенно проза Тургенева, — вот его предшествен ник. Кто из поэтов рискнул бы так сказать о ландыше: И н авек сродн и лся с чистой, Молодой м оей душ ой В лаж но-свеж ий, водянисты й, Кисловаты й зап а х твой| «Водянистый, кисловатый запах». Это слишком предметно, слишком ботанически- точно и — слишком «прозаично» для сти ха. * * * Чисто живописная изобразительность сти ха Бунина достигала иногда силы невероят ной. Взять хотя бы начало стихотворения «Грот». Волна, х р у стал ьн ая , тяж елая, л и зал а П одножие ск ал ы — к ач ал ся водный сплав, Горбами ш ел к скале, — волна росла, сосала Ее к ровавы й мох, м едлительно вп олзала В о тверстье грота, как удав... Чего стоит одно — «волна... сосала ее (скалы) кровавый мох». У кого из пред шествовавших поэтов найдете вы еше та кие живописные, «беллетристические» под робности? НЕОБХОДИМО ПО СМЫСЛУ Одна из загадок стиха Баратынского. Стих тяжеловатый, неяркий, значения слов выверенно-точные, сухие, чуть ли не терминологически узкие, фраза усложнен ная, замедленная, прозаичная. И при всем при том — слова всегда свежие. Казалось бы, все перечисленные выше свойства его речи должны убить свежесть слов. Может быть, именно эта совершенная смысловая точность и необходимость дела ют слова свежими? Тогда чем же стихот ворение отличается от геометрической тео ремы? (Кстати, в теоремах слова всегда свежие).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2