Сибирские огни, 1973, №1
тором каких-то правил стихотворчества от бессознательного. (Например, перебой рит ма в одном случае воспринимается как изощренность, в другом — как простая неумелость). Это можно сравнить с тем, как читатель точно угадывает, являются ли данные сло ва автора его собственным, глубинным пе реживанием, или же взяты им извне, из чужого опыта. «ЧТО Ж! КАМИН ЗАТОПЛЮ...» Твердо знаем, что форма не существует без содержания, а содержание — без фор мы. Знаем, что они — единое целое. И, тем не менее, искушение определить их грани цы — остается. Единство единством, а по нятия-то все-таки два — содержание и форма. Попытаемся, — нет, не разделить их (это никому не удастся), — а хотя бы про сто увидеть. По методу рентгена: не наоу- шая целостности организма, просветить его насквозь. Возьмем заключительное двустишие бу нинского «Одиночества»: Что ж | К амин затоп лю , буду пить... Х орош о бы со баку куп и ть. Кажется, целая литература об умираю щих дворянских гнездах уместилась в этих двух строчках. Опустошенность, неуверен ность, нерешительность, безнадежность — вот черты героя приведенных строк. Это все мы отнесем к содержанию. А что же — форма? Не исчерпывают же ее ритм, рифма, му зыкальность или немузыкальность фразы. Они так же мало представляют форму, как, скажем, одежда человека — форму челове ческого тела. Это что-то сугубо внешнее, поверхностное. Да и рифмы-то тут —не ахти («нить — купить»). А во вторую строку вкралось даже вовсе неблагозвучное «ку-ку» («соба ку купить»). Где же здесь соответствие богатому содержанию? Значит, форма — не это. Вернее, это — далеко не вся форма. Вглядимся в строение фразы, в ее син таксис. Есть в русском языке вид безлич ного предложения, выражающий нетвердое пожелание (со словами «не худо бы», «не мешало бы»). Вот именно такой граммати ческий оборот и использован поэтом. («Хо рошо бы собаку купить»). То обстоятель ство, что оборот этот стоит в самом кон це стихотворения, придает ему дополни тельную весомость, и оттенок неуверен ности и нерешительности усиливается. Не уверенности и нерешительности? Так мы же вторгаемся уже в область содержания. Ведь именно этими словами мы обозна чили его выше. Вот она, та невидимая грань, где форма переходит в содержание. Неразделимая слитность двух сторон предмета будет еще яснее, если мы еше глубже проникнем в суть формы. Поэтическая мысль об одиночестве может быть выражена разными способами (в различной форме). Поэт заставляет героя с тоски пить у затопленного камина и меч тать о покупке собаки как существа, кото рое, может быть, скрасит его одиночество. Поэт избрал такую форму. Форму? Так ведь это же и содержание. Содержание жизни героя. Большего-то с ним ничего не происходит. ПРИНАДЛЕЖИТ — ЕМУ! Сколько хороших слов сказано о тютчев ском четырехстопном ямбе! Начиная с Анд рея Белого, посвятившего четырехстопно му ямбу целое исследование, и кончая но вейшими авторами. Игра ударений в сти хе у Тютчева действительно сложна, как ни у кого другого. Возьмем, например, по следнюю строку стихотворения «Сияет солнце, воды блещут...» В контексте она звучит так: Поют д ер евья, бл ещ у т воды, Лю бовью возд ух раство р ен , И мир, цветущ ий м ир при роды . И збы тком ж и зн и упоен. Но и в и зб ы тк е у п о ен ья Нет уп оен и я си льн ей Одной улы бки ум и ленья Измученной души твоей... Необычный пропуск ударения во вто рой стопе последней строки резко выделяет слово «измученной». А слово это резко контрастирует с чувством беспредельного упоения мощью природы. И тем самым выполняет большую художественную за дачу. Это одно из самых «тютчевских» стихотворений. Но... откроем том Пушкина и в стихо творении «Возрождение» (1819 г.) найдем эту строку, почти слово в слово: Так и сч езаю т заб л у ж д ен ья С измученной души моей, И во зн и к аю т в ней ви ден ья П ер во н ач ал ьн ы х , чи сты х дней. В первый момент мы несколько обеску ражены. Тютчевское, оказывается, вовсе не тютчевское. Но нет! У Тютчева эта строка все-таки кажется более весомой. ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО Понятие гражданственности поэзии не вольно связывается в сознании с таким понятием, как гражданское мужество. Как-то даже неудобно говорить о граж данственности поэзии у тех, кто специали зируется на бесконечном повторении обще известных, общепринятых, избитых истин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2