Сибирские огни, 1973, №1
стыне человеку на том основании, что во да не калорийна. Именно простая влага в тех условиях и есть для него жизнь. Поэт поймал — луч? Радость? Поэзию? Все вместе — и луч, и радость, и поэзию. Перо самой жар-птицы мелькнуло перед нашими глазами. «И НЕ К ЛИЦУ ВЕСЕЛЬЕ МНЕ» Судьбы ласкаю щ ей улы бкой Я н аслаж даю сь, не вполне: Все м н ится, сч астл и в я ош ибкой, И не к лицу веселье мне. Речь идет о счастливом влюбленном. Здесь не просто точно схваченный психоло гический момент — в четверостишии вы лился характер человека. Но это и больше, чем характер. Это, если хотите, целая нравственная программа. Я не могу быть до конца счастливым, веселым. Что-то есть та кое в мире, что не дает мне права быть безоглядно счастливым, веселым. (Не про возглашение полною аскетизма, а чувство тревожной ответственности — я наслаж даюсь судьбы ласкающей улыбкой, но на слаждаюсь, увы, ое вполне). Не это ли чувство ответственности, чувст во обостренной совестливости, даже вино ватости лежит в основе всей классической русской литературы? Не за это ли именно чувство русская классическая литература достойна называться святой? ПЯТИСТИШИЕ Один из ранних пушкинских шедевров— «К портрету Жуковского» — состоит из пя ти строк: Его сти хов п л ен и тел ьн ая сладость П ройдет веков завистли вую даль, И, вн ем ля им, вздохн ет о славе м ладость, У теш ится безм олвн ая печаль, И р е зв а я зад у м ается радость. Интонация этих строк обусловлена мно гими факторами, но в первую очередь, ви- димо, порядком строк и созвучий. Пяти стишие нельзя рассматривать как четверо стишие плюс еще один стих. Дело тут не в арифметике. Наличие пяти строк в стро фе коренным образом меняет ее структу ру, нарушает обычный для четверостишия параллелизм двух двустиший, их внутрен нюю симметрию. А потеряв эту симмет рию, строфа перестает быть прозрачной по своему строению и — парадокс восприя тия! — начинает казаться многострочной. Хотя в ней прибавилась-то всего-навсего одна строка. Обычная перекрестная риф мовка начинает казаться виртуозно-услож ненной — благодаря все той же асиммет ричности строк. Эффект легкой и стройной сложности усиливается в конце стихотворения, где четвертая строка ритмически как бы закан чивает строфу, а по смыслу она является всего лишь предпоследней (об этом гово рит пятая строка, открывающаяся заклю чительным союзом «и»). Вся эта атмосфера звуковой зыбкости и расплывчатости как раз отвечает теме сти хотворения, говорящего о довольно-таки туманном облике стихов русского роман тика. Впрочем, может быть, это вообще черта пушкинского стиля — ясная сложность. Ахматова свидетельствует о своем вос приятии Пушкина: «Онегина» во зд уш н ая гром ада, К ак облако, сто ял а надо м ной. Подпись к портрету — это, конечно, не роман в стихах, но построена она по зако нам большого жанра. ЗА ДОЛИ СЕКУНДЫ Рассудочные стихи —это, конечно, не по эзия. Но это вовсе не значит, что ум сам по себе не может быть предметом и сферой поэзии. Стихотворение Геннадия Карпунина «Од нажды на исходе лета» удивляет именно игрой поэтического ума. В стихотворении говорится о том, как в «непроницаемой ночи везли огромную раке ту по автостраде тягачи». Потом угрю м о и степенно М ахина втя ги вал ась в лес. З а поворотом постепенно И гул ум олк, и сват исчез. К азалось, ничего не стан ет На свете ч ер ез п о л часа. Далее идут две заключительные строки, обдающие своим светом все стихотворение: А м ир бы л тон костям и зан я т. Т акими, как: зар я , роса. Ироничность строк очевидна. Насмешли во звучит слово «тонкостями». Не без на смешки оборот «такими, как»... Но вместе с иронией — здесь и что-то другое. Слова «заря» и «роса» вдруг при обретают вес, который не только соизме рим с весом слова «ракета», но и переве шивает его. За ними встает само человече ство — со своими идеалами, со своей исто рией. За краткие доли секунды оттенок иро нии превращается в оттенок глубокого, драматического раздумья. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ Одна из загадок художественного вос приятия — читатель почти всегда безоши бочно отличает сознательное нарушение ав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2