Сибирские огни, 1973, №1
Василий Казанцев ПОЛЕТ СТРОКИ Заметки о стихах 1 ЗОЛОТОЙ ПЕСОК Пусть не смущает читателя то, что рядом со строками великих поэтов упоминаются строки поэтов малоизвестных. Золото яв ляется нам не только в виде крупных кам ней-самородков. Настоящая поэзия всюду равна самой се бе. ПЕРВЫЙ СТИХ Даже при самом первом знакомстве с незаурядным человеком смутно чувствуешь его силу. То же самое можно сказать о хо роших стихах. Каждая, даже случайно вырванная строчка из этих стихов пора жает своей значительностью. Стоит только прочесть: «Выхожу один я на дорогу», — как на тебя повеет чем-то суровым, муже ственным, трагичным. И даже если не зна ешь, о чем пойдет речь дальше, все равно эта первая строка —уже поэзия. Как величественная поэма, звучит само оглавление пушкинского тома: «Когда для см ертного ум олкнет ш ум ны й день...» «Б езум ны х лет у гасш ее веселье...» «Что в им ени тебе моем?» СЧАСТЛИВОЕ СОСЕДСТВО СЛОВ Всякое поэтическое изобретение — бла го, если оно рождает поэзию. Идет поэт по лесу. Брезжат слова: мно гозвучно, многошумно. И стихия этих вставших рядом слов захватывает поэта и уже продолжается как бы сама по себе: Многошумно, м ноголиственно, М ногорадостно в лесу. Как заиграли слова! А как заиграла мысль! Мы полностью отдаемся этому сво бодному движению речи — нам неважно знать, слова ли ведут за собой мысль, или мысль мгновенно находит для себя столь прихотливую оболочку —■из таких, не то что редких, а просто небывалых слов. Второе, заключительное, четверостишие, подхватывая зачин первого, возносит его на новую волну. Перекличка слов становит ся еще слышнее. Тут поэта подстерегает опасность нарочитости. Но он (Виктор Бо ков) счастливо минует ее, представляя эти необыкновенно яркие слова как бы слу чайно вырвавшимися (заметьте — как бы!). «Мой луч» сам собой превращается в «мой лучший». Поэт тут «ни при чем», так ска залось само: М ногозвучно, м ноголучно, М ногощ ебетно вокруг. Я тебя, мой луч, мой лучш ий, Нет! Не вы п ущ у из рук! Вот оно! Свершилось. Игра слов неожиданно (как бы неожи данно!) обернулась у поэта пронзительной мыслью о радости земного бытия. Поэзия возникла как бы из простого соседства слов, из «н-ичего». Упрекать в данном слу чае поэта в формализме — то же самое, что отказывать в воде умирающему в пу 1 Часть вторая, Первая — «Сибирские огни», 1969, № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2