Сибирские огни, 1973, №1

Василий Казанцев ПОЛЕТ СТРОКИ Заметки о стихах 1 ЗОЛОТОЙ ПЕСОК Пусть не смущает читателя то, что рядом со строками великих поэтов упоминаются строки поэтов малоизвестных. Золото яв­ ляется нам не только в виде крупных кам­ ней-самородков. Настоящая поэзия всюду равна самой се­ бе. ПЕРВЫЙ СТИХ Даже при самом первом знакомстве с незаурядным человеком смутно чувствуешь его силу. То же самое можно сказать о хо­ роших стихах. Каждая, даже случайно вырванная строчка из этих стихов пора­ жает своей значительностью. Стоит только прочесть: «Выхожу один я на дорогу», — как на тебя повеет чем-то суровым, муже­ ственным, трагичным. И даже если не зна­ ешь, о чем пойдет речь дальше, все равно эта первая строка —уже поэзия. Как величественная поэма, звучит само оглавление пушкинского тома: «Когда для см ертного ум олкнет ш ум ны й день...» «Б езум ны х лет у гасш ее веселье...» «Что в им ени тебе моем?» СЧАСТЛИВОЕ СОСЕДСТВО СЛОВ Всякое поэтическое изобретение — бла­ го, если оно рождает поэзию. Идет поэт по лесу. Брезжат слова: мно­ гозвучно, многошумно. И стихия этих вставших рядом слов захватывает поэта и уже продолжается как бы сама по себе: Многошумно, м ноголиственно, М ногорадостно в лесу. Как заиграли слова! А как заиграла мысль! Мы полностью отдаемся этому сво­ бодному движению речи — нам неважно знать, слова ли ведут за собой мысль, или мысль мгновенно находит для себя столь прихотливую оболочку —■из таких, не то что редких, а просто небывалых слов. Второе, заключительное, четверостишие, подхватывая зачин первого, возносит его на новую волну. Перекличка слов становит­ ся еще слышнее. Тут поэта подстерегает опасность нарочитости. Но он (Виктор Бо­ ков) счастливо минует ее, представляя эти необыкновенно яркие слова как бы слу­ чайно вырвавшимися (заметьте — как бы!). «Мой луч» сам собой превращается в «мой лучший». Поэт тут «ни при чем», так ска­ залось само: М ногозвучно, м ноголучно, М ногощ ебетно вокруг. Я тебя, мой луч, мой лучш ий, Нет! Не вы п ущ у из рук! Вот оно! Свершилось. Игра слов неожиданно (как бы неожи­ данно!) обернулась у поэта пронзительной мыслью о радости земного бытия. Поэзия возникла как бы из простого соседства слов, из «н-ичего». Упрекать в данном слу­ чае поэта в формализме — то же самое, что отказывать в воде умирающему в пу­ 1 Часть вторая, Первая — «Сибирские огни», 1969, № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2