Сибирские огни, 1973, №1
из верных посылок. Так, например, он укло няется от оценки решения Ш-го Забайкаль ского съезда Советов о «признании» Бур нацкома (Бурятский национальный коми тет) и его органов на местах и ограничи вается лишь указанием на противоречие в суждениях П. Т. Хаптаева, который, отме тив, что Бурнацком «всеми мерами —от крытыми и завуалированными» вел борьбу против Советской власти, тем не менее, признает положительной линию Забайкаль ского Совета за то, что тот «терпеливо и бережно относится к аймакам». Для читателя «бережное» отношение к «аймакам» может показаться бесспорным. Но так‘ли? Современные административные едини цы —аймаки —и те, которые созда вались националистами, не одно и то же. Последние в их реальном значении представляли собой национально-отграни ченные территориальные единицы во главе с буржуазно-националистическими комите тами. Особенность тактики большевиков со стояла в том, что основной удар направ лялся против «аймаков», т. е. против на ционального разграничения и аймачных буржуазно-националистических органов. В случае ликвидации национальной череспо лосицы в аймачном, т. е. уездном, звене и образования единых русско-бурятских Со ветов все здание буржуазной автономии рушилось. В системе «бурятский улус —хо- шун —аймак —Бурнацком» появлялся зия ющий провал, и буржуазно-националисти ческий Бурнацком повисал в воздухе. Националисты, отдавая отчет, что именно в этом пункте их самое уязвимое место, упорно домогались легализации и невмеша тельства во «внутренние дела». В основе их антисоветской тактики лежал классовый расчет контрреволюционеров, потерпевших поражение, но не утративших надежд на реставрацию. В начале апреля 1918 г. Наркомнац, вскрывая классовое содержание такти ки националистов, указывал: «Буржу азно-националистические группы . требу ют автономию для того, чтобы превратить ее в орудие закабаления своих собственных масс, именно поэтому, признавая централь ную Советскую власть, они, вместе с тем, не хотят признать местных Советов, требуя невмешательства в их внутренние дела». Б. Батуев отмечает, что Центросибирь правильно обратила внимание на двусмыс ленность политики Бурнацкома, который, с одной стороны, признавал «Советскую фор му управления одной из демократических», а с другой стороны —находил «Советы для своей нации не нужными». На этом основа нии Центросибирь и Иркутский губсовдеп отказались иметь представителей Бурнац кома в своем составе. Г. Санжиеву известны указанные доку менты. но он дает им иную опенку. Забве ние классового содержания буржуазно-на ционалистических учреждений приводит к тому, что они объявляются «национальны ми», а борьба против них —как покушение на автономию. Курс Иркутского губсовдепа и исполкома Верхнеудинского Совета на «ликвидацию аймаков» признается ошибоч ным (стр. 70). Если, однако, припомнить реальное значение термина «аймак», то полу чается, что большевикам ставится в уп рек их борьба против буржуазно-национа листических аймачных учреждений и нацио нальной чересполосицы. Напротив, решение 111-го Забайкальского съезда Советов об «утверждении» органов «национального са моуправления» и введение в состав испол кома представителей Бурнацкома трактует ся как политика, которая «приводила к из менению соотношения классовых сил в улу се в пользу трудящихся при поддержке ор ганов Советской власти, вытеснению из ор ганов самоуправления кулацко-нойонскихв националистических элементов» (стр. 68). На деле же, этим постановлением воспользо вались буржуазные националисты для ук репления своего пошатнувшегося положе ния. Яркий пример тому —пресловутые «но веллы», изданные Бурнацкомом. В первой «новелле» Бурнацком, ссылаясь на постанов ление Забайкальского съезда Советов, уже на «законном» основании взял на себя «всю тяжесть распорядительно-административной власти». С ошибочных позиций Г. Санжиев осве щает отношение Советов Алтая к байско- белогвардейской Каракорум-Алтайской ок ружной управе. Комментируя постановле ние Алтгубсовдепа от 27 апреля о «призна нии» Каракорум-Алтайской управы, он пи шет: «В данных конкретных условиях, ког да большинство алтайского населения шло за каракорумцами, когда организацию ок руга оно принимало за национальное само определение, это решение Алтайского ис полкома Советов было правильным. Отказ в признании самостоятельности Горного Алтая на правах уезда мог бы оттолкнуть коренное население от Советов» (стр. 62). Основной критерий правильности полити ческой линии определяется, как известно, не сиюминутным настроением «большинства», а классовым интересом пролетариата с точ ки зрения борьбы за социализм. Предполо жим, что «большинство» поддалось угару национализма, но разве из этого следует, что большевики должны были подлажи ваться под настроение этого «большинст ва»? В. И. Ленин, отмечая, что после Фев ральской революции «массы» оказались ох вачены «революционным оборончеством», спрашивал: «Не приличнее ли и для интер националистов в такой момент уметь про тивостоять «массовому» угару, чем «хотеть остаться» о массами, т, е. поддаться обще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2