Сибирские огни, 1973, №1
Б у р я тск и е националисты, доби ваясь у з а конения национальной обособленности, оставили т я ж е л о е н аследие — хошуны и аймаки, созд ан ны е на искусственном отгра ничении б урятского населения по нацио нальному признаку. Такие адм и н и страти в ные единицы не могут стать основой совет ской а в т о н о м и и— они противоречили ее главным принципам. Поэтом у одним из первых актов партийных и советских о р га нов было уничтож ение национальной черес полосицы. В Бурят-Монгольской автон ом ной области, организованной в пределах Р СФ С Р , буряты составили 70% населения. Одноврем енно на территории «буферного» государства — Дальне-В осточной респуб лики — сущ еств овал а Б урят-М он гольская область, но она в силу ряд а причин возник ла на основе национально-отграниченных адм и н и страти вны х единиц. При слиянии областей и образован и и автономной рес публики н ац и он ал ьн ая чересполосица и в этой части была ли кви ди рован а. Во вновь созданной республике буряты составили 52,2% населения. Л ен и н ск ая критика «национально-терри- ториалистического» принципа автономии, или, иными словами, «компромиссного л о зунга культурно-национальной автономии» откры вает путь к более глубокому п оним а нию п рограмм ны х и тактических установок б урж уазн о-н ац и он али сти чески х групп и о р ганизаций Сибири. М е ж д у тем, в историче ской л и тературе, в частности, в рецензиру емых работах, на эту сторону не о б р а щ ается д о л ж н о го внимания. Анализ ф ак ти ческих д ан ны х п озволяет утверж дать, что в основе автономии, которая со зд авал ась алтайскими, бурятскими и хакасскими на ционалистам и, л е ж а л «компромиссный л о зунг кул ьтурно-национальной автономии». О тносительно полное воплощение этот л о зунг получил в Бурятии. П оэтом у дл я удоб ства и зл ож ен и я мы будем п ользоваться м а тери ал ам и преим ущественно по этому р ай ону. П осл е победы Ф евральской революции бурятские националисты, порицая задним числом са м о д е р ж а в и е за политику «по з а конам р у с и ф и к а ц и и » , за насаж ден и е че респолосицы в зем лепользовании м еж д у бурятами и русскими, ф актически воспри нимают ее основы и под лозунгом «сам ооп ределения». со зд а в а я исключительно по на циональном у признаку административны е единицы и учреждения, приступают к у з а конению обособления. В конечном счете, возникает сл едующ ая система: бурятские улусы, отграниченные от соседних русских деревень, объ еди н яю тся в хошуны, а пос ледние составл яю т аймаки. И з семи орга низованных таким образом айм аков только два имели сплошную территорию. М еж д у айм акам и т а к ж е сущ ествовала чересполо сица Б. Батуев правильно отмечает, что орга низация «чисто» бурятских административ ных единиц, полностью изолированных от русских волостей и уездов, «отвечала инте ресам бурятских нойонов, кулаков и лам». Он обращает внимание на такую особен ность: если бурятские националисты зани мались созданием изолированных от дру гих народов административных учрежде ний, но стоящих на точке зрения поддерж ки буржуазного Временного правительства, то якутские националисты направляли уси лия на использование в своих интересах местных органов Временного правительст ва. Однако Б. Батуев не выделяет четко, что в национальном движении народов Си бири было два направления —революци онно-демократическое и буржуазно-нацио налистическое. Г. Санжиев хотя и говорит об этих направлениях, но склонен рассмат ривать их как два потока единого нацио нально-освободительного движения. Он так и пишет: «Борьба против национально-ко лониального гнета, за политическое равно правие, свободу языка и культуры, разре шение земельного вопроса временно объе диняла национальное движение» (стр. 147). Упускается основной факт, что после Фев ральской революции национальный вопрос в России стал играть иную историческую роль, и его решение было связано с перспек тивами борьбы за победу социалистической революции. Национальное движение в Си бири, как и в других районах страны, раз вивалось по двум взаимоисключающим на правлениям — революционно-демократиче скому и буржуазно-националистическому. Основной водораздел между ними проходил по линии классовых интересов Трудящиеся массы представляли революционно-демо кратическое направление, буржуазные и феодально-клерикальные элементы — на ционалистическое. Только революционно- демократическое направление воплощало в себе национально-освободительное движе ние угнетенных народов. К л ассовая сущность национального во проса состояла в создании прочного союза м ежду русским рабочим классом и кресть янством угнетавшихся наций. Соединение н ационально-освободительного движ ен и я с социальной борьбой, возглавляем ой п арти ей большевиков, я вл я л ось залогом осущ ест вления национальных чаяний. На решение этой первоочередной зад ачи в н ац и он ал ь ном вопросе и н ап р авл ял ас ь п рактическая деятельность партии. Больш евики отстаи вали «не только сам ое полное, п о сл ед о ва тельное, до конца доведен н ое равн оп рави е наций и языков, но и слияние рабочих р а з ных национальностей в единых п р о л етар ских орган и зац и ях всякого р о д а » 1. Они призы вали к борьбе с реакцией и «вся ческим бур ж у азны м н ац и он ал и зм ом »1 2. 1 В. И. Ленин. Поли. соОр. соч., т, 25, стр. 145, 2 Там же, т. 24. стр. 237.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2