Сибирские огни, 1973, №1

понимания этой реальности в аж н о иметь р виду д а ж е не ту конкретную ситуацию, ко­ торая сл ож и л ась в период завоевания, а се дальнейшие последствия, взятые в широком историческом аспекте. Этот аспект таков: через к ровавую муть усобиц и ф еодальных драк, сквозь уж асы монгольского ига Русь неуклонно шла вперед и, объединяясь во­ круг Москвы, копила силы д л я своего п о д ъ ­ ема и расцвета, дл я своего выхода на миро­ вую арену как мощное многонациональное государство, как центр передовой и сам о­ бытной культуры. Ч то ж е касается Сибири, и не только Си­ бири, но и всей Ц ентральной Азии, то здесь вторж ение иноплеменных завоевателей о з­ начало тотальн ую гибель созданных трудом сотен поколений коренных цивилизаций, первых государств. Так случилось с государством енисейских кыргызов и предков тувинцев, возникнове­ ние и развитие которого протекало в р а м ­ ках почти двух тысячелетий, с последних веков до нашей эры и до X III столетия нашей эры. Так случилось с государством тангутов Си-Ся. Т ак случилось с м огущественнейшим тун ­ гусским государством Цзинь, с н ародом чж урчж ен ей на нашем Д ал ьн ем Востоке. И, конечно, ничего не изменил тот факт, что со временем центр тя ж ести мировой монгольской д е р ж а в ы переместился еще д ал ьш е на юг от К а р а к о р у м а в Ханба- лык — Пекин. Ведь с самого начала, с того времени, как н ачалась борьба Чингис-хана с чж ур- чж енями, на его стороне стояли китайские ф еодалы сунской династии, ж естоко угне­ тавш и е собственный народ, готовые при­ нять участие в любой аван тю ре зав о ев ате­ лей, лишь бы она принесла им выгоду. Сунские ф еодалы , п р ед ав ая интересы сво­ его народа, помогли монголам уничтожить государство Цзинь. К огда ж е очередь дош л а до сам ого Китая, и монголы о в л а­ дели им, вся мощь экономики Китая, все искусство его инж енеров и вся мудрость его ученых, все колоссальные человеческие ресурсы были брошены на завоевание ми­ ра монгольскими императорами. Много п озж е то ж е самое произошло вслед за п о ­ корением К итая м аньчж урами, когда одной из первых ж ертв этой агрессии оказались монгольские народы — халхасы, п редан ­ ные своей ф еодальной знатью, и их сосе­ ди, родственные по язы ку и крови,— ойра- ты. В это время клика китайских ф еодалов и бюрократов, вся мощь китайского госу­ дарства снова, как при Чингис-хане, была вовлечена в завоевательны е авантюры м аньчж урской династии Цинь. Ч то о зн а­ чала эта политика для народов Азии в со­ циально-экономическом плане, м ожно бы ­ ло видеть на примере Монголии, где за три века м аньчж уро-китайского господства консервировались наихудшие, чисто а зи а т ­ ские по их грубости и жестокости, формы внеэкономического п ринуж дения, где веками, вплоть д о народной революции, господ ст­ вовала в экономике, социальном строе и культуре средневековая отсталость. И совершенно законом ерно, что вокруг России и русского народа, и збравш и х свой, принципиально иной, прогрессивный путь развития, объединились в ходе д а л ь ­ нейшего исторического развити я народы Сибири. В этой связи, кстати, большой интерес представл яет один любопытный ф акт из истории экономики и экономических связей Тувы с другими странами, который к о н ­ статирует Л . Кы зласов. Х арактерн ой че р ­ той экономики Тувы и, соответственно, Минусинского к р ая того времени, иначе говоря, всей земли енисейских кыргызов, была акти вн ая деятельность м усул ьм ан ­ ских купцов. М о ж н о было бы, на первый взгляд, расценить известия об участи в­ шихся п оезд ках на Енисей м усул ьм ан ­ ских, т. е. в первую очередь с р ед н е ази ат­ ских купцов, как свидетельство прогресса экономики. О дн ако такое впечатление об ­ манчиво. Н а самом ж е деле, как это было установлено ещ е Б. П. Владимирцовым , одной из характерны х черт, способов эк с­ п луатац и и населения завоеван ны х стран у монголов было систематическое исполь­ зование торгово-ростовщического к а п и т а ­ ла. Ф еодалы -завоевател и охотно п р и в л ек а­ ли купцов и ростовщиков типа М а х м у д а Я л ава ч а д л я вы качивания налогов. Они сдавал и им на откуп целые провинции и государства. Это было вполне в ду х е их паразитической психологии. О контакте купцов-м усульм ан и м он ­ гольских ф еодал ов свидетельствую т таки е ф акты, как случай, упоминаемый Р аш и д - Эддином. Во времена п равлен и я визиря С анке в столицу Х уби лая прибыли из об ­ ласти К ури (кури, куры кан ов), Б а р к у (Б ар гу дж и н ? ) и страны кы ргы зов купцы- м усульмане. Они поднесли хану белоного­ го красного кречета и белого орла. Н о д е ­ ло, разум еется, не ограничивалось дарам и . Активизация м усульм анского торгового к ап и тал а озн ачала, таким образом, в к о ­ нечном счете, и усиление эксплуатации коренного населения Юж н ой Сибири, ве­ ла к дальн ейш ем у его зака б ал ен ию и об ­ нищанию. Т аково, в общих чертах, содерж ан и е д ву х рассмотренных выш е трудов Л. Кыз- ласова, объединенны х единой временной п оследовательностью и общим идейным замыслом . Ч то касается фактической или, точнее, докум ентальной основы этих р а ­ бот, то дл я пон им ающ и х труд историка читателей достаточно озн аком и ться с «нижним этаж о м » или «п одвалом » этих книг, с примечаниями к ним. Р а д у е т и д а ­ ж е п о р аж ает м асса использованны х источ­ ников, добросовестность, с какой это с д е ­ лано. Относительно ж е идейного б а г а ж а иссле

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2