Сибирские огни, 1973, №1
погребальных вещей, в том числе — украш е ния и оружие. О бнаруж ены при раскопках в Туве и та кие памятники, которые при н адлеж али представителям коренного местного насе ления IX—XII вв. Они имеют вид округлых в плане каменных насыпей, под которыми находятся покрытые деревом п рям оуголь ные ямы. Могилы такого рода, по мнению Л . Кы зласова, оставлены потомками д р е в них обигателей Тувы — чиков. С опоставляя сведения письменных источ ников и археологические данные, автор дает в дальнейш ем излож ении весьма ж и вую х а рактеристику экономики и общественного строя Тувы в кыргызское время. Особое внимание, естественным образом, у д ел я ет ся при этом государственному строю, дл я которого характерно было наличие уж е д о статочно мощного и хорошо н алаж енного бюрократического ап п арата, обеспечиваю щего господство ф еодальной верхушки над основной массой непосредственных п роизво дителей — скотоводов, земледельцев, ремес ленников В число этих непосредственных производителей, трудом которых р асп оря ж ал и сь ф еодалы , входили зависимые п ле мена и киштымы. Н а основании анализа письменных источников — рунических н а д писей — удал ось проследить и достаточно сл ож н ую административно-территориальную структуру Тувы того времени. Она дел и лась, согласно п оказани ям надписей, на не сколько ф еодал ьны х уделов — багов. Р азви той социальной и политической структуре этого общества соответствовала и его культура: нам известна руническая письменность, представленная 49 надписями хакасского времени, которые были п редн аз начены д л я чтения их многими людьми. Т а кова, например, надпись Х а я -Б а ж ы , где п рям о говорится: «С луш айте все люди пос л а из Кара-Сэнгира!»... Если основная масса населения была в ер на исконному шам анству, то среди х ак ас ской аристократии, судя по сообщению Абу Д о л е ф а, арабского географ а второй полови ны девятого века, были приверж енцы уче ния Мани, поклонявшиеся в храм е пл ан е там С атурн у и Венере, читавшие молитвы «мерной», т. е. поэтической, рифмованной речью. Хакасы знали в это время д в е н а д ц а тилетний ж ивотный календарь, который сох ранился и до этнографической соврем енно сти. Яркой чертой их культурной жизни бы ла любовь к музыке, а т а к ж е к зрелищ ам циркового характера: «Из зрелищ употреби тельны верблюд и лев обученные, волтижи- рование на л ош ад ях и балансирование на веревке»,— сообщ ается в летописях. П о д тверж дением этим известиям сл у ж ат н а скальные рисунки и ювелирные изделия, например, кубки с и зображ ен и ями скачу щих во весь опор всадников на лош адях, а так ж е барсов или тигров, а, м ож ет быть, и львов Последний большой раздел монографии посвящен монгольскому периоду истории Тувы. Здесь автор выходит в круг тех п роб лем, которые связаны с историей племен Южной Сибири, явившихся основой совре менных народов этой территории — ал тай цев, хакасов, тоф аларов, а такж е, может быть, и самых северных в мире тю ркоязы ч ных племен — якутов, сахаларов. Р еш ающим событием в это время явился знаменитый поход Дж у ч и -х ан а в 1207 г. в страны лесных племен, когда в состав Мон гольской империи вошли н аряд у с о й р о та ми, бурятами и другими племенами, п рож и вавшими от Б а й к а л а д о И ртыш а, т а к ж е и «тумен-кыргызы». Тем не менее, зем ля кы ргы зов-хакасов оставалась дл я монгольских властителей не спокойной страной. Кы ргы зы и их соседи, туматы, вовсе не намерены были сносить монгольское иго и н еоднократно восставали. Т ак было в 1218 году, когда монгольские баскаки потребовали д л я своих князей гу- матских девушек. Так было в 1273 г. и поз же, когда в 1292— 1293 гг. понадобилось послать дл я усмирения «народа пяти пле мен», в том числе — кыргызов, сильную а р мию под начальством полководца Тутуха. Эта армия, по энергичному вы раж ен ию л е тописи, потопила восстание в «огне и воде». И так же, как в предш ествующих р а зд е лах, автор книги широко использует в д а л ь нейшем изложении, в сочетании с письмен ными источниками, обильный и яркий ар х ео логический м атериал дл я характеристики социально-экономической жизни, а такж е культуры Тувы и соседней с ней Минусин ской котловины в монгольское время Т ако вы данные поселения этого времени, в том числе загадочного «Змеиного города» — И лан ь-Чж еу, находившегося, как полагает Л. Кызласов, на берегах р. Элегест, где з а регистрированы остатки четырех городищ. Сюда относится и такой своеобразный п а мятник, как известная русским путешест венникам с XV III в. пещерная часовня на р. Чаа-Холь, а так ж е и зображ ения будды и субурганов на скалах в других местах, Принципиально важна для оценки этого пе риода в общей исторической панораме собы тий не только Сибири, но и соседних с ней стран, характеристика роли монгольского завоеван и я для судеб народностей Тувы в X I I I—X IV вв. Л. Кызласов, конечно, совершенно прав, когда говорит, что монгольское завоевание «резко оборвало» законом ерное поступа тельное движ ение исторического процесса. Оно разрушило вы зревавш ее веками госу дарство, снизило уровень производительных сил. Завоеватели физически истребляли н а селение страны. Они осущ ествляли ж есто чайшую эксплуатацию населения, выкачи вая из него все, что оно могло произвести: пушнину, зерно, металл. Такова историческая реальность, которую не могут изменить и смягчить никакие срав нения с ж естокостью ф еодалов З а п ад а, как это делает, например, Л. Н. Гумилев Для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2