Сибирские огни, 1973, №1

погребальных вещей, в том числе — украш е­ ния и оружие. О бнаруж ены при раскопках в Туве и та­ кие памятники, которые при н адлеж али представителям коренного местного насе­ ления IX—XII вв. Они имеют вид округлых в плане каменных насыпей, под которыми находятся покрытые деревом п рям оуголь­ ные ямы. Могилы такого рода, по мнению Л . Кы зласова, оставлены потомками д р е в ­ них обигателей Тувы — чиков. С опоставляя сведения письменных источ­ ников и археологические данные, автор дает в дальнейш ем излож ении весьма ж и вую х а ­ рактеристику экономики и общественного строя Тувы в кыргызское время. Особое внимание, естественным образом, у д ел я ет­ ся при этом государственному строю, дл я которого характерно было наличие уж е д о ­ статочно мощного и хорошо н алаж енного бюрократического ап п арата, обеспечиваю ­ щего господство ф еодальной верхушки над основной массой непосредственных п роизво­ дителей — скотоводов, земледельцев, ремес­ ленников В число этих непосредственных производителей, трудом которых р асп оря­ ж ал и сь ф еодалы , входили зависимые п ле­ мена и киштымы. Н а основании анализа письменных источников — рунических н а д ­ писей — удал ось проследить и достаточно сл ож н ую административно-территориальную структуру Тувы того времени. Она дел и ­ лась, согласно п оказани ям надписей, на не­ сколько ф еодал ьны х уделов — багов. Р азви той социальной и политической структуре этого общества соответствовала и его культура: нам известна руническая письменность, представленная 49 надписями хакасского времени, которые были п редн аз­ начены д л я чтения их многими людьми. Т а ­ кова, например, надпись Х а я -Б а ж ы , где п рям о говорится: «С луш айте все люди пос­ л а из Кара-Сэнгира!»... Если основная масса населения была в ер ­ на исконному шам анству, то среди х ак ас­ ской аристократии, судя по сообщению Абу Д о л е ф а, арабского географ а второй полови­ ны девятого века, были приверж енцы уче­ ния Мани, поклонявшиеся в храм е пл ан е­ там С атурн у и Венере, читавшие молитвы «мерной», т. е. поэтической, рифмованной речью. Хакасы знали в это время д в е н а д ц а ­ тилетний ж ивотный календарь, который сох­ ранился и до этнографической соврем енно­ сти. Яркой чертой их культурной жизни бы ­ ла любовь к музыке, а т а к ж е к зрелищ ам циркового характера: «Из зрелищ употреби­ тельны верблюд и лев обученные, волтижи- рование на л ош ад ях и балансирование на веревке»,— сообщ ается в летописях. П о д ­ тверж дением этим известиям сл у ж ат н а ­ скальные рисунки и ювелирные изделия, например, кубки с и зображ ен и ями скачу­ щих во весь опор всадников на лош адях, а так ж е барсов или тигров, а, м ож ет быть, и львов Последний большой раздел монографии посвящен монгольскому периоду истории Тувы. Здесь автор выходит в круг тех п роб­ лем, которые связаны с историей племен Южной Сибири, явившихся основой совре­ менных народов этой территории — ал тай ­ цев, хакасов, тоф аларов, а такж е, может быть, и самых северных в мире тю ркоязы ч­ ных племен — якутов, сахаларов. Р еш ающим событием в это время явился знаменитый поход Дж у ч и -х ан а в 1207 г. в страны лесных племен, когда в состав Мон­ гольской империи вошли н аряд у с о й р о та­ ми, бурятами и другими племенами, п рож и ­ вавшими от Б а й к а л а д о И ртыш а, т а к ж е и «тумен-кыргызы». Тем не менее, зем ля кы ргы зов-хакасов оставалась дл я монгольских властителей не­ спокойной страной. Кы ргы зы и их соседи, туматы, вовсе не намерены были сносить монгольское иго и н еоднократно восставали. Т ак было в 1218 году, когда монгольские баскаки потребовали д л я своих князей гу- матских девушек. Так было в 1273 г. и поз­ же, когда в 1292— 1293 гг. понадобилось послать дл я усмирения «народа пяти пле­ мен», в том числе — кыргызов, сильную а р ­ мию под начальством полководца Тутуха. Эта армия, по энергичному вы раж ен ию л е­ тописи, потопила восстание в «огне и воде». И так же, как в предш ествующих р а зд е ­ лах, автор книги широко использует в д а л ь ­ нейшем изложении, в сочетании с письмен­ ными источниками, обильный и яркий ар х ео ­ логический м атериал дл я характеристики социально-экономической жизни, а такж е культуры Тувы и соседней с ней Минусин­ ской котловины в монгольское время Т ако­ вы данные поселения этого времени, в том числе загадочного «Змеиного города» — И лан ь-Чж еу, находившегося, как полагает Л. Кызласов, на берегах р. Элегест, где з а ­ регистрированы остатки четырех городищ. Сюда относится и такой своеобразный п а­ мятник, как известная русским путешест­ венникам с XV III в. пещерная часовня на р. Чаа-Холь, а так ж е и зображ ения будды и субурганов на скалах в других местах, Принципиально важна для оценки этого пе­ риода в общей исторической панораме собы­ тий не только Сибири, но и соседних с ней стран, характеристика роли монгольского завоеван и я для судеб народностей Тувы в X I I I—X IV вв. Л. Кызласов, конечно, совершенно прав, когда говорит, что монгольское завоевание «резко оборвало» законом ерное поступа­ тельное движ ение исторического процесса. Оно разрушило вы зревавш ее веками госу­ дарство, снизило уровень производительных сил. Завоеватели физически истребляли н а ­ селение страны. Они осущ ествляли ж есто ­ чайшую эксплуатацию населения, выкачи­ вая из него все, что оно могло произвести: пушнину, зерно, металл. Такова историческая реальность, которую не могут изменить и смягчить никакие срав нения с ж естокостью ф еодалов З а п ад а, как это делает, например, Л. Н. Гумилев Для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2