Сибирские огни, 1973, №1
местников, Ли-Лину, принадлежал, в част ности, роскошный дворец, остатки которого были раскопаны Саяно-Алтайской экспеди цией Исторического музея и Института ис тории материальной культуры в 30-х гг. Процесс проникновения южан, носителей тюркского языка и монголоидности в ан тропологическом типе, продолжался, дума ет Л. Кызласов, и позже, вплоть до середи ны I века нашей эры. Что же касается эк спансии гуннов, го вскоре они удалились об ратно, но затем, как известно, были разг ромлены, и та часть их, которая была и не посредственном контакте с аборигенами Енисея (северные гунны), ушла под предво дительством Чжи-Чжи-шаныои в Среднюю Азию и далее на Запад. В какую, однако, этническую среду проникают на Енисее мон голоиды юга, начиная с татарского време ни? И здесь на помощь исследователю снова приходят тщательно собранные дно- графические и лингвистические, в том числе —топонимические материалы. Таковы «удивительные гю совпадениям» параллели между материальной культурой, погребаль ными обычаями и верованиями обских уг ров, конкретно—остяков обских, ханты, с одной стороны, и населения, оставившего раннеташтыкские грунтовые могилы,—с другой. Ни у одного другого народа таких совпа дений, подчеркивает Л. Кызласов, с древни ми таштыкцами, ни в каких других, из из вестных нам. археологических культурах нет Здесь и завертывание погребенных в бе рестяной чехол, и погребальные маски, и куклы. Здесь и специфические берестяные туески с пришивными днищами, орнамен тированными звездчатым орнаментом, раз личные деревянные сосуды одинаковых форм, одинаковые куртки из замши, косы. Наконец, одинаковые тамги и многое дру гое. О том же свидетельствуют данные языка: названия рек —«Ас», а также «Ес». Ханты называют реку Обь —«Ас», Ир тыш —«Катан-Ес». Сюда же входят, обра зуя этот угорский топонимический спектр, варианты основного названия, обозначаю щего реку, ручей, приток: «сос», «зас», или «зос». Итак ханты —вот тот народ Сибири, ко торый донес до наших дней эти удивитель ные по устойчивости традиционные элемен ты материальной и духовной культуры таштыкского населения Минусинского края. Таков общий вывод исследователя Вряд ли следует подчеркивать важность гипотезы Л. Кызласова об этнической принадлежно сти древних таштыкнев Минусинской кот ловины За последние три десятилетия сибирские историки, антропологи и этнографы, а так же языковеды выполнили комплексную ра боту, направленную на выяснение истори ческих корней современных народностей Се верной Азии. Таковы исследования, направ ленные на выяснение процесса становления якутов, бурят, тунгусов Сибири и Дальнего Востока, а также палеоазиатов — чукчей, коряков, эскимосов. Новым замечательным вкладом в эти ра боты и являются выводы Л Кызласова, них немало, конечно, дискуссионного Но именно это и будит мысль, обеспечивает движение ее вперед, к новым достижениям. Смело и широко набрасывая картину ис торических событий, происходивших в Ха касско-Минусинской котловине в начале на шей эры, автор пишет далее, что после того, как часть ранних угров, предков обских ос- тяков-хантов, ушла отсюда в Западную Си бирь, в низовья Оби, другая часть их все же оставалась на родине. Здесь шел с тех пор, с середины 1 века нашей эры, процесс сме шения и ассимиляции с пришельцами, тюр ками по языку, гяньгунями В пестрой и сложной этнической картине того времени обнаруживается, по словам автора, и еще один весьма важный элемент. Таким элементом являются дотюркские пле- мена-самодийцы Они дали название рекам, в наименовании которых звучит самодий ский топоним «бго», «би», «бу», означаю щий «воду» Таковы названия рек Холба, Салба, Танзыба и многие другие Сюда же, к числу исконно самодийских элементов, может быть возведено распрост раненное в Восточных и Западных Саянах наименование хакасов- «кас» и «хас». Так, по Г Н Прокофьеву, звучит самодий ское слово, обозначающее понятия «чело век», «мужчина», «люди» В заключительной главе, где говорится об этногенезе хакасов, автор книги вплотную подходит к проблеме социального строя древнего населения Хакасско-Минусинской котловины, к возникновению первого в За падной Сибири государственного объеди нения Богатый материал таштыкских скле пов позволил весьма выразительно обрисо вать процесс разложения первобытного ра венства и выделения классовой верхушки таштыкских племен Именно этот процесс, как показывает он в своем исследовании, за кономерно подготовил и обусловил возник новение в VI—X вв Кыргызского, или Ха касского. государства, о существовании ко торого рассказывают летописи Государство это, существовавшее вплоть до нашествия монгольских завоевателей, осталось за пределами первой книги Л Кы зласова. Но проблематика средневековой истории составляет содержание второй его книги. Эта книга, «История Тувы в средние века» изданная Московским университетом пред ставляет собой как бы второй еше более широкий хронологически и территориально, концентр его исследований —за пределами Минусинско-Хакасской котловины и за хронологическими рамками истории таш- тыкцев «История Тувы в средние века» содер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2