Сибирские огни, 1973, №1

местников, Ли-Лину, принадлежал, в част­ ности, роскошный дворец, остатки которого были раскопаны Саяно-Алтайской экспеди­ цией Исторического музея и Института ис­ тории материальной культуры в 30-х гг. Процесс проникновения южан, носителей тюркского языка и монголоидности в ан­ тропологическом типе, продолжался, дума­ ет Л. Кызласов, и позже, вплоть до середи­ ны I века нашей эры. Что же касается эк­ спансии гуннов, го вскоре они удалились об­ ратно, но затем, как известно, были разг­ ромлены, и та часть их, которая была и не­ посредственном контакте с аборигенами Енисея (северные гунны), ушла под предво­ дительством Чжи-Чжи-шаныои в Среднюю Азию и далее на Запад. В какую, однако, этническую среду проникают на Енисее мон­ голоиды юга, начиная с татарского време­ ни? И здесь на помощь исследователю снова приходят тщательно собранные дно- графические и лингвистические, в том числе —топонимические материалы. Таковы «удивительные гю совпадениям» параллели между материальной культурой, погребаль­ ными обычаями и верованиями обских уг­ ров, конкретно—остяков обских, ханты, с одной стороны, и населения, оставившего раннеташтыкские грунтовые могилы,—с другой. Ни у одного другого народа таких совпа­ дений, подчеркивает Л. Кызласов, с древни­ ми таштыкцами, ни в каких других, из из­ вестных нам. археологических культурах нет Здесь и завертывание погребенных в бе­ рестяной чехол, и погребальные маски, и куклы. Здесь и специфические берестяные туески с пришивными днищами, орнамен­ тированными звездчатым орнаментом, раз­ личные деревянные сосуды одинаковых форм, одинаковые куртки из замши, косы. Наконец, одинаковые тамги и многое дру­ гое. О том же свидетельствуют данные языка: названия рек —«Ас», а также «Ес». Ханты называют реку Обь —«Ас», Ир­ тыш —«Катан-Ес». Сюда же входят, обра­ зуя этот угорский топонимический спектр, варианты основного названия, обозначаю­ щего реку, ручей, приток: «сос», «зас», или «зос». Итак ханты —вот тот народ Сибири, ко­ торый донес до наших дней эти удивитель­ ные по устойчивости традиционные элемен­ ты материальной и духовной культуры таштыкского населения Минусинского края. Таков общий вывод исследователя Вряд ли следует подчеркивать важность гипотезы Л. Кызласова об этнической принадлежно­ сти древних таштыкнев Минусинской кот­ ловины За последние три десятилетия сибирские историки, антропологи и этнографы, а так­ же языковеды выполнили комплексную ра­ боту, направленную на выяснение истори­ ческих корней современных народностей Се­ верной Азии. Таковы исследования, направ­ ленные на выяснение процесса становления якутов, бурят, тунгусов Сибири и Дальнего Востока, а также палеоазиатов — чукчей, коряков, эскимосов. Новым замечательным вкладом в эти ра­ боты и являются выводы Л Кызласова, них немало, конечно, дискуссионного Но именно это и будит мысль, обеспечивает движение ее вперед, к новым достижениям. Смело и широко набрасывая картину ис­ торических событий, происходивших в Ха­ касско-Минусинской котловине в начале на­ шей эры, автор пишет далее, что после того, как часть ранних угров, предков обских ос- тяков-хантов, ушла отсюда в Западную Си бирь, в низовья Оби, другая часть их все же оставалась на родине. Здесь шел с тех пор, с середины 1 века нашей эры, процесс сме­ шения и ассимиляции с пришельцами, тюр­ ками по языку, гяньгунями В пестрой и сложной этнической картине того времени обнаруживается, по словам автора, и еще один весьма важный элемент. Таким элементом являются дотюркские пле- мена-самодийцы Они дали название рекам, в наименовании которых звучит самодий­ ский топоним «бго», «би», «бу», означаю­ щий «воду» Таковы названия рек Холба, Салба, Танзыба и многие другие Сюда же, к числу исконно самодийских элементов, может быть возведено распрост­ раненное в Восточных и Западных Саянах наименование хакасов- «кас» и «хас». Так, по Г Н Прокофьеву, звучит самодий­ ское слово, обозначающее понятия «чело­ век», «мужчина», «люди» В заключительной главе, где говорится об этногенезе хакасов, автор книги вплотную подходит к проблеме социального строя древнего населения Хакасско-Минусинской котловины, к возникновению первого в За­ падной Сибири государственного объеди­ нения Богатый материал таштыкских скле­ пов позволил весьма выразительно обрисо­ вать процесс разложения первобытного ра­ венства и выделения классовой верхушки таштыкских племен Именно этот процесс, как показывает он в своем исследовании, за­ кономерно подготовил и обусловил возник­ новение в VI—X вв Кыргызского, или Ха­ касского. государства, о существовании ко­ торого рассказывают летописи Государство это, существовавшее вплоть до нашествия монгольских завоевателей, осталось за пределами первой книги Л Кы­ зласова. Но проблематика средневековой истории составляет содержание второй его книги. Эта книга, «История Тувы в средние века» изданная Московским университетом пред ставляет собой как бы второй еше более широкий хронологически и территориально, концентр его исследований —за пределами Минусинско-Хакасской котловины и за хронологическими рамками истории таш- тыкцев «История Тувы в средние века» содер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2