Сибирские огни, 1973, №1
богаче и конкретный материал для харак теристики культуры и истории местных племен на этом хронологическом отрезке. Таковы грунтовые могилы, лишь изредка от меченные на поверхности почвы небольши ми углублениями, затем—склепы под зем ляными курганами, имевшими некогда усе ченно-пирамидальную форму, представляю щие сейчас лишь еле заметные нодквадрат- ные возвышения —земляные насыпи. Тре тью категорию погребальных таштыкских сооружений представляют каменные коль ца. Когда-то на их месте высились полу сферические земляные курганы, опиравшие ся на каменные стенки-цоколь, круглый в плане. И. наконец, в таштыкское время сушествовали кладбища из могил, перекры тых сверху небольшими подквадратными каменными выкладками. Такое внимание к вариациям погребаль ных сооружений не случайно. Еше в XVIII веке, на заре сибирской археологии, акаде мик И. Г. Гмелин попытался на основе раз личий r устройстве могильных сооружений Минусинской степи создать первую и, нуж но сказать, по тем временам первоклассную (какой не было предложено даже для За падной Европы) классификацию археологи ческих памятников эпохи металла. Продолжая работу Гмелина, блестящих результатов добился основоположник сов ременной археологии Южной Сибири С. А. Теплоухов, построивший классифика цию древних культур' Минусинского края, которая и доныне в своей основе остается незыблемой. Следующий шаг в деле установления хро нологии таштыкской культуры сделан был в ходе анализа вещественных комплексов из погребений этого времени, решающее значение имели здесь материалы раскопок, предпринятых Л. Кызласовым в 50-х гг. В основу своей периодизации он поло жил изучение взаимовстречаемости в погре бениях определенных типов вещей, в том числе глиняной посуды —наиболее пластич ного и массового материала, чутко реаги рующего на ход времени и на условия жиз ни древнего населения. Сначала он проде лал работу по выявлению типов таштык ских пряжек, являющихся в данном случае столь же характерным элементом, своего рода эталоном для хронологической харак теристики тех или иных памятников, как и керамика. Затем следует керамика — формы и орнаментика сосудов, всего 28 ви дов только в склепах,—невиданное по бо гатству разнообразие! Опираясь на результаты типологическо го анализа, автор восстанавливает последо вательность и собственноисторическое со держание этапов таштыкской культуры. Первый этап —изыхский. Он начинается, по взглядам Л. Кызласова, в середине 1 ве ка до нашей эры и заканчивается в начале I века нашей эры. За ним следует сырский этап, названный так по Сырскому могиль« нику, чаатасу. Время существования куль туры этого этапа — первый и второй века нашей эры. Третий этап таштыкской культу ры на Енисее— уйбатский, получивший свое наименование по одному из наиболее многочисленных могильников. Датируется этот этан пряжками с подвижным язычком и подвижными же щитками с заклепками, наиболее характерными для сарматских па мятников на Западе в III—IV вв. нашей эры. И, наконец, последний этап, получив ший название камшковского. заключает всю линию развития таштыкской культуры. В течение этого этапа обнаруживаются типо логические элементы, которые характерны для IV—V вв. нашей эры. Получив в своем исследовании опреде ленную хронологическую канву, автор столь же стройно и логично продолжает его в ином плане, который можно назвать этногенетическим. Уже в анализе призна ков каждого из хронологических этапов он использует такие факты, которые позволя ют наполнить общую археологическую схе му живым содержанием. Это факты этног рафические. В их освещении археологиче ские факты начинают, образно говоря, све титься совершенно новым и неожиданным образом. Перед нами как бы воочию высту пают реальные народности и племена дале кого прошлого с их своеобразным искусст вом, с мифологией, легендами и верования ми, с шаманством, с определенными этно графическими традициями. Так встает вопрос: кто же были эти таш- тыкские племена, к каким современным, живым народам нашего времени ведут эти нити из темной глубины конца I тысячеле тия до нашей эры —первой половины 1 ты сячелетия нашей эры? В поисках ответа на этот коренной для советской археологии Сибири вопрос автор книги в дополнение к энтографическим фак там вполне естественным образом привле кает немногие, но от этого еше более дра гоценные свидетельства письменных источ ников, древних летописей. На экране его исследования появляется имя загадочного народа динлин, а рядом с ним —имя другого народа гэгунь. И тот и другой народ упоминаются в областях северо-западной Монголии и на Енисее в связи с экспансией гуннских племен, вла девших Монголией, на северо-запад, в Юж ную Сибирь. Эта экспансия происходит в то время, когда на рубеже II—III вв. до нашей эры появляются раннеташтыкские памятни ки в Минусинской котловине. Как резонно полагает Л. Кызласов, покорив в 201 г. владения татарских племен-динлинов, гун ны вытеснили часть их на север, в лесосте пи. Оставшаяся же на местах своих предков часть татарских племен смешалась с при- шельцами-монголоидами, гяньгунями и по ложила начало новой таштыкской архео логической культуре. Одному из поставленных гуннами на«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2