Сибирские огни, 1973, №1

16 августа 1927 года в 10 часов утра авиетку на лошади перевезли из института на место испытания. Надо отдать должное выдумке конструкторов. Предвидя много­ кратные перевозки по городским улицам, они сделали ее крылья складными. Хвост авиетки ставился на телегу, сама она ка­ тилась на колесах сзади. И вот начались испытания. Сперва — пробежки по траве с редкими прыжками- взлетами. Подводил мотор. Пришлось ме­ нять свечи, регулировать зажигание, вскры­ вать карбюратор. Постепенно все неисправ­ ности были устранены, принято решение на следующий день начать полеты. 17 августа 1927 года в 19 часов 30 ми­ нут, под ликующие возгласы зрителей, авиетка плавно поднялась в воздух и 14 минут летала на высоте 350 метров. Это была большая победа! 19 августа в 9 часов утра состоялся вто­ рой полет авиетки. После десятимииутного пребывания в воздухе летчик вынужден был идти на посадку из-за неисправности мотора. В тот же день вечером авиетка вновь поднялась в небо и летала 16 минут, но опять подвел мотор, пришлось призем­ ляться. Наладка мотора заняла продолжитель­ ное время. 25 октября 1927 года началось новое испытание. Было холодно. Шел дождь, который вскоре сменился мокрым снегом. Из-за этого полеты были прекраще­ ны, и авиетка переправлена через Томь на свою стоянку в институте. В день десятой годовщины Октября ее торжественно передали Осоавиахиму. 1 мая 1928 года авиетка вновь поднялась в воздух Последний полет на ней летчик Шведов совершил 15 июня. В тот день об­ наружилась трещина в картере двигателя. Причин для неисправности мотора было много. Во-первых, это был первый двига­ тель собственной конструкции, видимо, не свободной от погрешностей. Во-вторых, мо­ тор собирали не на специализированном заводе, а в мастерских, где не было соот­ ветствующего оборудования, и многое при­ ходилось делать на глазок. В-третьих, ис­ пытания авиетки проходили на малопри­ годном для этого дела аэродроме, поросшем высокой травой и имевшем неровности, что требовало форсированной работы двигате­ ля. В-четвертых, при проверке оказалось, что картер двигателя отлит из недоброка­ чественного алюминиевого сплава, почему он и дал трещину. После обсуждения итогов испытания бы­ ло решено «довести» мотор и снова обка­ тать его в лабораторных условиях. Полеты были прекращены. Мотор увезли в мастер­ ские института, а авиетку тем временем передали новосибирскому Осоавиахиму. Первый сконструированный и построен­ ный в Сибири самолет отправился в город на Оби. Сопровождал его и сдал там лет­ чику Сибосоавиахима Пиатковскому сту­ дент Михаил Штехер. Дальнейшая судьба авиетки точно не­ известна. По некоторым сведениям, она ле­ тала с другим мотором и показала высо­ кие (для того времени) летные качества, участвовала в ряде соревнований и авиаци­ онных выставок, а затем попала в аварию и рассыпалась. Ведь сделана она была из фанеры, реек и парусины... Группа главных инициаторов и участни­ ков строительства самолета, как их тогда в шутку прозвали — великолепная семер­ ка: Усталов Аркадий Андреевич, Уметов Владислав Васильевич, Федотов Дмитрий Георгиевич, Житков Валентин Павлович, Конюхов Василий Васильевич, Тюленев Михаил Евгеньевич и Князев Валентин Никанорович — была в торжественной об­ становке награждена специально изготов­ ленными по этому случаю серебряными значками с изображением авиетки. Рассказ о первом сибирском самолете конструкции Сибирского технологического института (СТИ-1) будет неполным, если не добавить, что создатели этой машины не были одинокими в своих трудах. Они пользовались большой поддержкой партий­ ных органов и общественности, которые внимательно следили за' работой авиакруж­ ковцев, помогали доставать дефицитные ма­ териалы, окружили энтузиастов вниманием и заботой. Томская газета «Красное Знамя» регу­ лярно печатала материалы о строительстве первого сибирского самолета. Эта маленькая авиетка сыграла большую роль в судьбе членов авиакружка и всех студентов, увлекающихся авиацией. Обо всех, конечно, рассказать трудно, но вот не­ сколько примеров. Самый старый член аэротехнического кружка (с 1912 года) — Александр Нико­ лаевич Добровидов — ныне, как уже упо­ миналось, заслуженный деятель науки, док­ тор технических наук, профессор. Много лет он заведует одной из ведущих кафедр в родном институте. Главный конструктор мотора авиетки, выпускник института Александр Василье­ вич Квасников, тоже ныне заслуженный де­ ятель науки. Он лауреат Государственной премии, ведущий профессор Московского авиационного института. Бывший студент и активный член авиа­ кружка Валентин Никанорович Князев, ин­ женер - полковник авиации во время вой­ ны, ныне также профессор МЭИ. Рядом с боевыми орденами, полученными за ратные подвиги во время Отечественной войны, он хранит тот маленький серебряный значок, которым был награжден за создание пер­ вого сибирского самолета. Ведущим профессором этого же авиа­ ционного института стал и Михаил Сер­ геевич Штехер. Тот самый Штехер, кото­ рый не только строил сибирский самолет, но и последним из томичей простился с ним в Новосибирске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2