Сибирские огни, 1973, №1
16 августа 1927 года в 10 часов утра авиетку на лошади перевезли из института на место испытания. Надо отдать должное выдумке конструкторов. Предвидя много кратные перевозки по городским улицам, они сделали ее крылья складными. Хвост авиетки ставился на телегу, сама она ка тилась на колесах сзади. И вот начались испытания. Сперва — пробежки по траве с редкими прыжками- взлетами. Подводил мотор. Пришлось ме нять свечи, регулировать зажигание, вскры вать карбюратор. Постепенно все неисправ ности были устранены, принято решение на следующий день начать полеты. 17 августа 1927 года в 19 часов 30 ми нут, под ликующие возгласы зрителей, авиетка плавно поднялась в воздух и 14 минут летала на высоте 350 метров. Это была большая победа! 19 августа в 9 часов утра состоялся вто рой полет авиетки. После десятимииутного пребывания в воздухе летчик вынужден был идти на посадку из-за неисправности мотора. В тот же день вечером авиетка вновь поднялась в небо и летала 16 минут, но опять подвел мотор, пришлось призем ляться. Наладка мотора заняла продолжитель ное время. 25 октября 1927 года началось новое испытание. Было холодно. Шел дождь, который вскоре сменился мокрым снегом. Из-за этого полеты были прекраще ны, и авиетка переправлена через Томь на свою стоянку в институте. В день десятой годовщины Октября ее торжественно передали Осоавиахиму. 1 мая 1928 года авиетка вновь поднялась в воздух Последний полет на ней летчик Шведов совершил 15 июня. В тот день об наружилась трещина в картере двигателя. Причин для неисправности мотора было много. Во-первых, это был первый двига тель собственной конструкции, видимо, не свободной от погрешностей. Во-вторых, мо тор собирали не на специализированном заводе, а в мастерских, где не было соот ветствующего оборудования, и многое при ходилось делать на глазок. В-третьих, ис пытания авиетки проходили на малопри годном для этого дела аэродроме, поросшем высокой травой и имевшем неровности, что требовало форсированной работы двигате ля. В-четвертых, при проверке оказалось, что картер двигателя отлит из недоброка чественного алюминиевого сплава, почему он и дал трещину. После обсуждения итогов испытания бы ло решено «довести» мотор и снова обка тать его в лабораторных условиях. Полеты были прекращены. Мотор увезли в мастер ские института, а авиетку тем временем передали новосибирскому Осоавиахиму. Первый сконструированный и построен ный в Сибири самолет отправился в город на Оби. Сопровождал его и сдал там лет чику Сибосоавиахима Пиатковскому сту дент Михаил Штехер. Дальнейшая судьба авиетки точно не известна. По некоторым сведениям, она ле тала с другим мотором и показала высо кие (для того времени) летные качества, участвовала в ряде соревнований и авиаци онных выставок, а затем попала в аварию и рассыпалась. Ведь сделана она была из фанеры, реек и парусины... Группа главных инициаторов и участни ков строительства самолета, как их тогда в шутку прозвали — великолепная семер ка: Усталов Аркадий Андреевич, Уметов Владислав Васильевич, Федотов Дмитрий Георгиевич, Житков Валентин Павлович, Конюхов Василий Васильевич, Тюленев Михаил Евгеньевич и Князев Валентин Никанорович — была в торжественной об становке награждена специально изготов ленными по этому случаю серебряными значками с изображением авиетки. Рассказ о первом сибирском самолете конструкции Сибирского технологического института (СТИ-1) будет неполным, если не добавить, что создатели этой машины не были одинокими в своих трудах. Они пользовались большой поддержкой партий ных органов и общественности, которые внимательно следили за' работой авиакруж ковцев, помогали доставать дефицитные ма териалы, окружили энтузиастов вниманием и заботой. Томская газета «Красное Знамя» регу лярно печатала материалы о строительстве первого сибирского самолета. Эта маленькая авиетка сыграла большую роль в судьбе членов авиакружка и всех студентов, увлекающихся авиацией. Обо всех, конечно, рассказать трудно, но вот не сколько примеров. Самый старый член аэротехнического кружка (с 1912 года) — Александр Нико лаевич Добровидов — ныне, как уже упо миналось, заслуженный деятель науки, док тор технических наук, профессор. Много лет он заведует одной из ведущих кафедр в родном институте. Главный конструктор мотора авиетки, выпускник института Александр Василье вич Квасников, тоже ныне заслуженный де ятель науки. Он лауреат Государственной премии, ведущий профессор Московского авиационного института. Бывший студент и активный член авиа кружка Валентин Никанорович Князев, ин женер - полковник авиации во время вой ны, ныне также профессор МЭИ. Рядом с боевыми орденами, полученными за ратные подвиги во время Отечественной войны, он хранит тот маленький серебряный значок, которым был награжден за создание пер вого сибирского самолета. Ведущим профессором этого же авиа ционного института стал и Михаил Сер геевич Штехер. Тот самый Штехер, кото рый не только строил сибирский самолет, но и последним из томичей простился с ним в Новосибирске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2