Сибирские огни, 1973, №1

похвалы самого отца русской авиации Н. Е. Жуковского. В декабре 1914 года студент Квасников был призван в армию и направ­ лен в Ходынскую авиационную школу, окон­ чив которую, в августе 1915 года получил звание военного летчика. В составе Грена­ дерского авиационного отряда летчик Квасников воевал до ноября 1917 года. Все это время он поддерживал связь с Н. Е. Жуковским. Демобилизовавшись из ар­ мии, Квасников поступил в Томский техно­ логический институт и, защитив 31 декаб­ ря 1918 года дипломный проект, получил звание инженера-механика. В 1922 году его избирают профессором института и за­ ведующим кафедрой тепловых машин. Старые связи в МВТУ и летном отряде во многом помогли Квасникову. Начальник учебного отдела Главвоздухлета Борис Ве- линг, товарищ по Ходынской авиационной школе, сумел добиться специального реше­ ния Реввоенсовета страны об оказании технической помощи Томскому технологи­ ческому институту. Аэрокружок получил около тридцати авиационных моторов всех марок, применявшихся во время войны в России, и другое ценное имущество. Первоначально желающих заняться со­ вершенно новым для сибиряков делом ока­ залось человек сорок. Затем из этого числа выделилась группа студентов, которые ре­ шили избрать авиацию своей специально­ стью. Под руководством механика лабо­ ратории двигателей внутреннего сгорания А. Я- Ткаченко они, не жалея сил и време­ ни, разбирали, мыли, приводили в порядок полученные моторы. Вскоре к студентам присоединились ас­ систенты этой кафедры Вожаков и Гола- шевский. Их стараниями в институте были созданы авиационный музей, солидная ла­ боратория авиационных двигателей. Вскоре группа молодых профессоров по­ ставила вопрос об официальном открытии в Томском технологическом институте авиа­ ционной специальности. Однако нашлись сомневающиеся. Они го­ ворили, что Томск расположен далеко от авиационных центров и заводов и что Си­ бири нужны не авиационные инженеры, а инженеры-технологи. Дело с открытием авиационной специаль­ ности затягивалось. Но авиатехнический кружок набирал силу. Довольно быстро студенты сконструировали и построили пла­ нер. Его успешно запускали в воздух на Потаповых лужках за Томском. Фотография этого планера до сих пор хранится у бывшего студента института, члена аэрокружка, а ныне доцента Москов­ ского института механизации сельского хо­ зяйства Алексея Алексеевича Введенского. После ряда успешных полетов на плане­ ре было решено построить авиетку собст­ венной конструкции. На заседании аэро­ кружка 21 октября 1924 года была создана специальная комиссия, в которую вошли 22 наиболее активных кружковца. Деятельное участие в строительстве авиетки приняли также научные работники механического факультета Добровидов, Вожаков, Голашевский и другие. Созданная Томским технологическим ин­ ститутом авиетка отличалась от всех пост­ роенных в то время прежде всего тем, что она была единственной в стране машиной, которая летала на моторе отечественной конструкции. На остальных авиетках в то время сто­ яли моторы зарубежных фирм. Создание в Сибири самолета собственной конструкции было по тому времени насто­ ящим научным подвигом. В этом деле не было еще опыта, отсутствовала специаль­ ная литература. Ведь самолетостроение в стране делало свои первые шаги. Не было и достаточных средств. Тогда аэрокружок пустил среди ученых и студен­ тов института подписной лист, организовал аэробал-маскарад и серию платных лекций по истории и теории авиации. Весь сбор шел на строительство авиетки. Таким обра­ зом было собрано около трех тысяч руб­ лей, что по тому времени представляло не­ малые деньги. В 1925 году приступили к делу. Все уча­ стники создания самолета были разбиты на две группы: одна, под руководством про­ фессора Трапезникова, конструировала и сама же строила корпус авиетки, вторая, во главе с профессором Красниковым, созда­ вала мотор. Корпус делали из деревянных реек, Фа­ неры и других легких материалов. Для будущего двигателя использовали два цилиндра мотора Рои, все' остальные детали — поршни, картер, коленчатый вал и другие — были изготовлены в механиче­ ских мастерских по рабочим чертежам, сде­ ланным студентом Аркадием Усталовым. В 1926 году наиболее активные кружков­ цы не поехали на каникулы, продолжая, под руководством двух профессоров, засу­ чив рукава, строить авиетку. Корпус ее был готов в основном уже в середине 1927 года. К тому же времени за­ канчивалась сборка мотора. Затем он был испытан в моторной лаборатории на само­ дельном стенде с пропеллером. В конце июля 1927 года состоялось ста­ тическое испытание авиетки. Предстояло теперь испытать ее летные качества в воз­ духе. Однако испытывать самолеты мог толь­ ко летчик, имеющий на то особое разреше­ ние. Обратились в центр Западно-Сибир­ ского края. В начале августа из Новосибир­ ска прибыли военный летчик Шведов и председатель испытательной комиссии на­ чальник авиаотряда Шабашев. За рекой Томью, на заливном лугу, меж­ ду верхним и нижним перевозами, был уст­ роен импровизированный аэродром. Он представлял собой очищенную от кустарни­ ка относительно ровную площадку, покры­ тую густой травой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2