Сибирские огни, 1973, №1
похвалы самого отца русской авиации Н. Е. Жуковского. В декабре 1914 года студент Квасников был призван в армию и направ лен в Ходынскую авиационную школу, окон чив которую, в августе 1915 года получил звание военного летчика. В составе Грена дерского авиационного отряда летчик Квасников воевал до ноября 1917 года. Все это время он поддерживал связь с Н. Е. Жуковским. Демобилизовавшись из ар мии, Квасников поступил в Томский техно логический институт и, защитив 31 декаб ря 1918 года дипломный проект, получил звание инженера-механика. В 1922 году его избирают профессором института и за ведующим кафедрой тепловых машин. Старые связи в МВТУ и летном отряде во многом помогли Квасникову. Начальник учебного отдела Главвоздухлета Борис Ве- линг, товарищ по Ходынской авиационной школе, сумел добиться специального реше ния Реввоенсовета страны об оказании технической помощи Томскому технологи ческому институту. Аэрокружок получил около тридцати авиационных моторов всех марок, применявшихся во время войны в России, и другое ценное имущество. Первоначально желающих заняться со вершенно новым для сибиряков делом ока залось человек сорок. Затем из этого числа выделилась группа студентов, которые ре шили избрать авиацию своей специально стью. Под руководством механика лабо ратории двигателей внутреннего сгорания А. Я- Ткаченко они, не жалея сил и време ни, разбирали, мыли, приводили в порядок полученные моторы. Вскоре к студентам присоединились ас систенты этой кафедры Вожаков и Гола- шевский. Их стараниями в институте были созданы авиационный музей, солидная ла боратория авиационных двигателей. Вскоре группа молодых профессоров по ставила вопрос об официальном открытии в Томском технологическом институте авиа ционной специальности. Однако нашлись сомневающиеся. Они го ворили, что Томск расположен далеко от авиационных центров и заводов и что Си бири нужны не авиационные инженеры, а инженеры-технологи. Дело с открытием авиационной специаль ности затягивалось. Но авиатехнический кружок набирал силу. Довольно быстро студенты сконструировали и построили пла нер. Его успешно запускали в воздух на Потаповых лужках за Томском. Фотография этого планера до сих пор хранится у бывшего студента института, члена аэрокружка, а ныне доцента Москов ского института механизации сельского хо зяйства Алексея Алексеевича Введенского. После ряда успешных полетов на плане ре было решено построить авиетку собст венной конструкции. На заседании аэро кружка 21 октября 1924 года была создана специальная комиссия, в которую вошли 22 наиболее активных кружковца. Деятельное участие в строительстве авиетки приняли также научные работники механического факультета Добровидов, Вожаков, Голашевский и другие. Созданная Томским технологическим ин ститутом авиетка отличалась от всех пост роенных в то время прежде всего тем, что она была единственной в стране машиной, которая летала на моторе отечественной конструкции. На остальных авиетках в то время сто яли моторы зарубежных фирм. Создание в Сибири самолета собственной конструкции было по тому времени насто ящим научным подвигом. В этом деле не было еще опыта, отсутствовала специаль ная литература. Ведь самолетостроение в стране делало свои первые шаги. Не было и достаточных средств. Тогда аэрокружок пустил среди ученых и студен тов института подписной лист, организовал аэробал-маскарад и серию платных лекций по истории и теории авиации. Весь сбор шел на строительство авиетки. Таким обра зом было собрано около трех тысяч руб лей, что по тому времени представляло не малые деньги. В 1925 году приступили к делу. Все уча стники создания самолета были разбиты на две группы: одна, под руководством про фессора Трапезникова, конструировала и сама же строила корпус авиетки, вторая, во главе с профессором Красниковым, созда вала мотор. Корпус делали из деревянных реек, Фа неры и других легких материалов. Для будущего двигателя использовали два цилиндра мотора Рои, все' остальные детали — поршни, картер, коленчатый вал и другие — были изготовлены в механиче ских мастерских по рабочим чертежам, сде ланным студентом Аркадием Усталовым. В 1926 году наиболее активные кружков цы не поехали на каникулы, продолжая, под руководством двух профессоров, засу чив рукава, строить авиетку. Корпус ее был готов в основном уже в середине 1927 года. К тому же времени за канчивалась сборка мотора. Затем он был испытан в моторной лаборатории на само дельном стенде с пропеллером. В конце июля 1927 года состоялось ста тическое испытание авиетки. Предстояло теперь испытать ее летные качества в воз духе. Однако испытывать самолеты мог толь ко летчик, имеющий на то особое разреше ние. Обратились в центр Западно-Сибир ского края. В начале августа из Новосибир ска прибыли военный летчик Шведов и председатель испытательной комиссии на чальник авиаотряда Шабашев. За рекой Томью, на заливном лугу, меж ду верхним и нижним перевозами, был уст роен импровизированный аэродром. Он представлял собой очищенную от кустарни ка относительно ровную площадку, покры тую густой травой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2