Сибирские огни, 1973, №1
столичных друзей и знакомых, он решил идти другим путем. В 1910 году под его руководством в Том ске был создан агротехнический кружок, который объединял небольшую группу сту дентов и преподавателей технологического института. Этот кружок был вторым в Рос сии после основанного в конце 1909 года профессором Н. Е. Жуковским аэрокружка в Московском высшем техническом учили ще. Члены кружка прослушали цикл лекций по теории воздухоплавания, аэродинамике, прикладной механике, а затем перешли к созданию простейших летательных средств. Первоначально мастерили «змеи» различ ных конструкций, потом взялись построить планер. Попечитель учебного округа Лаврентьев, не имея прав запретить аэрокружок, отдал такое распоряжение, которое ставило под угрозу само его существование. Отныне все работы по созданию летательных аппара тов, которые производились студентами и преподавателями в мастерских института в нерабочее время, должны были оплачи ваться как посторонние, частные заказы. А кружок не имел никаких субсидий, одни лишь членские взносы. Попечитель так же категорически запре тил поездку членов аэрокружка в Москву для обмена опытом с кружком Высшего технического училища. Но дело не заглохло. Прогрессивная общественность города живо интересовалась начинанием энтузиа стов. В одном из номеров газеты «Сибир ская жизнь» за 1913 год была помещена за метка о докладе, с которым выступил на заседании аэрокружка студент Александр Добровидов. По иронии судьбы студент Добровидов этой заметки не читал. Пятьдесят шесть лет спустя ее прочел заслуженный дея тель науки, доктор технических наук, про фессор Александр Николаевич Добровидов, когда ему в день семидесятипятилетнего юбилея преподнесли фотокопию этой замет ки. Члены кружка все-таки построили свой, первый в Сибири, планер, который успешно летал, вызывая бурный восторг многочис ленных зрителей. Однако мечтой всех кружковцев был на стоящий самолет. Но где, на какие средст ва его можно приобрести, из чего пост роить? Помогла чистая случайность. Возвраща ясь из Франции домой, главный архитектор города Томска Лангер купил в Париже ма шину и, не утруждая себя лишним осмот ром покупки, отправил ее в запакованном виде в Томск. То ли подвело недостаточ ное знание языка, то ли транспортная фир ма что-то перепутала, сейчас судить об этом трудно, но в Томск на имя Лангера вместо ожидаемого автомобиля прибыл аэ роплан системы Блерио... Жена архитектора, женщина суеверная и мнительная, считала, что эта крылатая ма шина обязательно погубит ее мужа. По скольку она отнюдь не спешила стать вдо вой, то категорически запретила ему даже близко подходить к аэроплану. По этой ли причине или по другой, но Лангер и в самом деле ни разу не подошел к аэроплану. Узнав об этом, профессор Вейнберг всту пил в переговоры с неудачливым владель цем, уговаривая его продать «Блерио» по сходной цене аэрокружку. Архитектор дол го упрямился, не желая терять на этой сделке крупную сумму, но, трезво пораз мыслив, решил, что убытки все равно уже понесены и надо брать то, что дают, — две тысячи рублей. Путем сбора пожертвований деньги были найдены, и аэроплан куплен. Вскоре круж ковцы приступили к практическим полетам. Никто из них до сих пор не поднимался в воздух, но энтузиазм придавал отваги. «Блерио» подпрыгивал, как козел, взлетал ненадолго и опять садился. Отсутствие опы та все же сказывалось. Возможно, дело скоро пошло бы на лад, но тут началась первая мировая война. Многие студенты ушли в армию, и работа аэротехнического кружка пошла на убыль, потом и совсем прекратилась. Агротехнический кружок в Томском технологическом институте возобновил свою работу лишь после окончания граж данской войны, осенью 1923 года. Многое изменилось за прошедшие годы в институте. Иные из бывших кружковцев, окончив учебу, уехали из города, другие не вернулись с фронта. В 1923 году был отозван в Петроград на должность директора Геофизической обсер ватории профессор Б. П. Вейнберг. Работу в Томске возглавили недавние выпускники института. Один из них, моло дой профессор Г. В. Трапезников, состоял членом аэротехнического кружка с первых дней его существования. В годы первой ми ровой войны студент Трапезников, как че ловек, имеющий определенные познания в области воздухоплавания, был направлен в морскую авиацию. Окончив летную школу, он стал пилотом. После войны Трапезников возвращается в Томск и защищает диплом инженера. Уже в советское время он, вы дающийся молодой ученый, избирается про фессором и получает кафедру сопротивле ния материалов. Во многом похожим был жизненный путь второго руководителя аэрокружка — про фессора А. В. Квасникова. В 1910 году он поступил на первый курс механического от деления Московского высшего технического училища. Увлекся авиацией и состоял чле ном аэротехнического кружка МВТУ. Был >частником второго Всероссийского съезда по воздухоплаванию. В свободное от заня тий^ время много работал в аэродинамиче ской лаборатории и не раз был удостоен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2