Сибирские огни, 1973, №1
Из прошлого И, Лозовский ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ САМОЛЕТ 30 сентября 1909 года профессора Том ского технологического института Б. П. Вейнберг, В П. Алексеевский и В. Л. Ма леев обратились с докладной запиской в собрание механического отделения инсти тута. «За последние 1—2 года, — говорилось в записке, — вопрос о движении по воздуху... при помощи приборов более тяжелых, чем воздух, различного рода аэропланов на столько подвинулся вперед, что в настоящее время его нужно считать в существенных чертах уже решенным Ввиду этого для Томского технологического института яв ляется настоятельной потребностью дать возможность тем из своих слушателей, ко торые желают посвятить себя аэротехнике, получить теоретическую и практическую подготовку в этой новой технической отрас ли. Эта потребность тем настоятельнее, что вообще в деле воздухоплавания Россия слишком отстала от прочих цивилизован ных стран... Ввиду вышеизложенного мы решаемся внести предложение об учреждении при Томском технологическом институте ка федры прикладной механики по отделу воз духоплавания и об устройстве агротехниче ской лаборатории...» К докладной записке (она хранится в Центральном государственном архиве СССР) ученые приложили точный расчет средств, необходимых для строительства агротехнической лаборатории, испытатель ного аэродрома и смету на первоначальное оснащение кафедры воздухоплавания и лаборатории необходимыми приборами и оборудованием, на содержание персонала кафедры, лаборатории и аэродрома. Совет Томского технологического инсти тута, рассмотрев предложение трех профес соров и учитывая поддержку, обещанную городскими властями, согласившимися бес платно выделити 15 десятин земли для строительства испытательного аэродрома, возбудил перед министерством народного просвещения нужные ходатайства. Доктор физики профессор Борис Петро вич Вейнберг был крупным ученым. Его хо рошо знали в столице Поэтому он прило жил к официальному решению совета ин ститута свое частное письмо на имя товари ща министра народного просвещения с просьбой ускорить рассмотрение ходатай ства и содействовать положительному ре шению. Однако, по существующим в то время по рядкам, институт не имел права прямого сношения с министерством. Все официаль ные бумаги шли в столицу только через по печителя Западно-Сибирского учебного ок руга. Попечитель же, тайный советник Лав рентьев, был крайним реакционером. Он лю то ненавидел Томский технологический ин ститут, считая его «гнездом местных социа листов», и делал все, что было в его силах, чтобы провалить его ходатайство. Совет института за его покровительство бунтую щим студентам Лаврентьев именовал не иначе, как «Совет высшего неучебного заве дения» В это же время попечитель усиленно до бивался решения об открытии в Томске ду ховной академии, которая, по его мнению, должна была «содействовать поднятию нравственности и пропаганде православия, прежде всего, среди молодежи». Открытие технологического института в Томске Лаврентьев считал большой ошиб кой и всячески противился его расшире нию. Конечно, Лаврентьев и здесь не упустил случая, приложив к ходатайству института об открытии воздухоплавательной кафедры, лаборатории и аэродрома свое весьма отри цательное заключение. Царское правительство не способно бы ло правильно оценить перспективы и зна чение для России только что зарождаю щейся авиации и на ходатайство Томского технологического института ответило отка зом. Профессор Вейнберг был человеком ини циативным: убедившись, что не приходит ся рассчитывать на поддержку влиятельных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2