Сибирские огни, 1973, №1

Из прошлого И, Лозовский ПЕРВЫЙ СИБИРСКИЙ САМОЛЕТ 30 сентября 1909 года профессора Том­ ского технологического института Б. П. Вейнберг, В П. Алексеевский и В. Л. Ма­ леев обратились с докладной запиской в собрание механического отделения инсти­ тута. «За последние 1—2 года, — говорилось в записке, — вопрос о движении по воздуху... при помощи приборов более тяжелых, чем воздух, различного рода аэропланов на­ столько подвинулся вперед, что в настоящее время его нужно считать в существенных чертах уже решенным Ввиду этого для Томского технологического института яв­ ляется настоятельной потребностью дать возможность тем из своих слушателей, ко­ торые желают посвятить себя аэротехнике, получить теоретическую и практическую подготовку в этой новой технической отрас­ ли. Эта потребность тем настоятельнее, что вообще в деле воздухоплавания Россия слишком отстала от прочих цивилизован­ ных стран... Ввиду вышеизложенного мы решаемся внести предложение об учреждении при Томском технологическом институте ка­ федры прикладной механики по отделу воз­ духоплавания и об устройстве агротехниче­ ской лаборатории...» К докладной записке (она хранится в Центральном государственном архиве СССР) ученые приложили точный расчет средств, необходимых для строительства агротехнической лаборатории, испытатель­ ного аэродрома и смету на первоначальное оснащение кафедры воздухоплавания и лаборатории необходимыми приборами и оборудованием, на содержание персонала кафедры, лаборатории и аэродрома. Совет Томского технологического инсти­ тута, рассмотрев предложение трех профес­ соров и учитывая поддержку, обещанную городскими властями, согласившимися бес­ платно выделити 15 десятин земли для строительства испытательного аэродрома, возбудил перед министерством народного просвещения нужные ходатайства. Доктор физики профессор Борис Петро­ вич Вейнберг был крупным ученым. Его хо­ рошо знали в столице Поэтому он прило­ жил к официальному решению совета ин­ ститута свое частное письмо на имя товари­ ща министра народного просвещения с просьбой ускорить рассмотрение ходатай­ ства и содействовать положительному ре­ шению. Однако, по существующим в то время по­ рядкам, институт не имел права прямого сношения с министерством. Все официаль­ ные бумаги шли в столицу только через по­ печителя Западно-Сибирского учебного ок­ руга. Попечитель же, тайный советник Лав­ рентьев, был крайним реакционером. Он лю­ то ненавидел Томский технологический ин­ ститут, считая его «гнездом местных социа­ листов», и делал все, что было в его силах, чтобы провалить его ходатайство. Совет института за его покровительство бунтую­ щим студентам Лаврентьев именовал не иначе, как «Совет высшего неучебного заве­ дения» В это же время попечитель усиленно до­ бивался решения об открытии в Томске ду­ ховной академии, которая, по его мнению, должна была «содействовать поднятию нравственности и пропаганде православия, прежде всего, среди молодежи». Открытие технологического института в Томске Лаврентьев считал большой ошиб­ кой и всячески противился его расшире­ нию. Конечно, Лаврентьев и здесь не упустил случая, приложив к ходатайству института об открытии воздухоплавательной кафедры, лаборатории и аэродрома свое весьма отри­ цательное заключение. Царское правительство не способно бы­ ло правильно оценить перспективы и зна­ чение для России только что зарождаю­ щейся авиации и на ходатайство Томского технологического института ответило отка­ зом. Профессор Вейнберг был человеком ини­ циативным: убедившись, что не приходит­ ся рассчитывать на поддержку влиятельных

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2