Сибирские огни, 1973, №1
ли уже посылать гонца за помощью в Кош-Агач, когда вдалеке показалась еще одна отара. Старый алтаец, с седой бороденкой и сморщенным, как печеное яблоко, лицом, охотно выручил из беды. — Кой! Кой! Кой! — высоким гортанным голосом, приставив ко рту ладони, за кричал он с подвыванием, и к удивлению цыган отара спокойно пошла в воду. Через несколько минут все овцы были уже на другом берегу. Семен Александрович бросился обнимать старика. С того дня, пожалуй, и открылась для Панченко главная особенность Горного Ал тая: как ни дики вокруг скалы, как ни безлюдна степь, как ни глуха тайга — в труд ную минуту поблизости всегда окажется незнакомый друг, который бескорыстно про тянет руку помощи, непременно выручит из беды. Почти половина маршрута пролегала вдоль Катуни. Двигались не спеша. Впереди отары ехал верховой гуртоправ, по два человека шли с боков, остальные сзади. Сзади же тащились и повозки со скарбом — с запасами продуктов, с брезентовыми палат ками, с ящиками соли-лизунца. На сытых степных пастбищах овцы быстро нагуливали вес. Нрав у них действительно оказался смирным, покорным — просто у страха глаза велики. Хотя, конечно, иной раз случалось и такое: овцы ночью спокойно спят, люди тоже спят, дежурный возле костра сидит, покуривает, позевывает да подремывает, глядь — а овечек и нет ни одной! Целый день потом вся бригада бегай по холмам да лощинам, собирай овец в кучу... Настоящее испытание было впереди — гора Кача, что в переводе на русский — Проходная грива. Высокий неровный хребет, густо заросший вековыми кедрами, за громожденный валунами, с двух сторон обрывался стометровыми пропастями. Дороги не было никакой, и вскоре одна повозка разбилась вдребезги. Двум другим пришлось вернуться обратно и направиться в объезд по Чуйскому тракту — крюк километров в пятнадцать. Одна отара растянулась на три километра, и ее никак нельзя было сбить в кучу, потому что в иных местах ширина хребта едва достигала трех метров. Когда, наконец, миновали проклятую Качу, не досчитались тридцати с лишним овец — оче видно, сорвались в пропасть... В последующие дни много беспокойства доставили дожди. Особенно страшен дождь ночью: овцы шарахаются от малейшего шороха, и вся бригада не спит до рас света, едва удерживая отару, которая так и норовит броситься врассыпную. А потом был перевал Чикатаман — узенький, зигзагообразный коридорчик, в ко тором справа — отвесная стена скалы, слева — пропасть Чуйского ущелья. Овец бе регли пуще глазу. К счастью, все кончилось благополучно. — Теперь прямым ходом в Бийск! — облегченно вздохнул Панченко, когда отара вышла в долину — Если не будет никаких задержек — считай, закончим перегон на неделю раньше срока!.. Но когда подошли к Бийску, выяснилось, что поспешили напрасно: мясокомбинат работал по строгому графику и не мог досрочно принять на переработку такое огром ное количество скота. Пришлось целую неделю пасти отару в пригороде, на скудных, вытоптанных пастбищах, где овцы быстро теряли упитанность. Когда, наконец, отара была сдана и произведены все расчеты, Семен Александрович едва не лишился дара речи: потеря упитанности и пропажа тридцати с лишним овец свели на нет весь двух месячный труд десяти человек! Бригада не только не отработала аванса, но и оказа лась должна около восьми тысяч рублей — в старом, конечно, исчислении. Сообщить эту новость своим у него не повернулся бы язык. Поэтому, отправив бригаду домой на отдых, он поехал в Барнаул к своему давнему приятелю, в прошлом такому же баро, и заставил того расстаться со сберкнижкой. Через несколько дней все снова тронулись в путь. Теперь уже Семен Александро вич знал, в чем была его ошибка. Нельзя комплектовать такие большие отары. Самое подходящее число —полторы тысячи голов. Значит, надо разбиться на три бригады и гнать три отары. Нельзя спешить, нельзя переутомлять овец дальними переходами: пусть они начисто, до травинки вылижут пастбище и лишь потом — в путь. Кроме того,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2