Сибирские огни, 1973, №1

— А, за день этим воздухом так нады­ шишься... Ночь, пурга. Иду с работы, закрыв лицо рукавицами. На мне теплое белье, свитер, пальто на меху. Но порыв ветра как бы раздевает меня, мне кажется, что я голый. А от конторы до общежития метров две­ сти, не больше. Черная пурга... Иначе как стихийным бедствием ее не назовешь. Это ураган, зимний метельный ураган, несущийся со скоростью 40—50 метров в секунду, 12 бал­ лов по шкале Бофорта. Ветер валит чело­ века с ног и катит его, пока не прибьет к столбу или к дереву. Дороги, поезда зано­ сит десятиметровой толщей снега. Опроки­ дывает машины, срывает крыши с дсмов. Вместе со снегом летят комья земли, ве­ сок, щебенка. К счастью, такие ураганы редки. А ветры — ветры здесь постоянные. К концу зимы они спрессовывают снег в тундре до такой плотности, что подкован­ ная лошадь оставляет на целине лишь вмятинки от шипов. Этот снег нельзя ло­ патить. Его можно кайлить, резать пилой, бить ломом, взрывать аммонитом. Метеорологи утверждают, что на Тална- хе господствуют юго-восточные ветры. Но эта долина, прижатая к пятисотметровым обрывам Караелахских гор, превращается в огромную аэродинамическую трубу пои ветре любых румбов. Ни редкие строения, ни взлохмаченные лиственницы со сбиты­ ми набок ветвями не могут противостоять его свирепой настойчивости. Выйди из до­ му — и ветер вырвет из рук дверь, ударит по глазам колючей поземкой, отшвырнет от спасительных стен. На него можно опе­ реться спиной, но это не дружеская под­ держка. Кажется, будто кто-то большой, сильный и жестокий упругой ладонью тол­ кает тебя прочь с дороги, в снег, в темно­ ту. Такие ветры дуют здесь три четверти зимнего времени. А зима длится семь меся­ цев — с конца октября по конец мая. Зима 1961 года тоже была суровой, вет­ реной. Горючее, запчасти и уголь завезли летом из расчета на четыре буровых, а их вскоре стало девятнадцать. Не хватало продуктов, жилья, не хватало снаряжения. Прямой дороги еще не было, тракторные обозы до Талнаха ходили кружным путем через Пясино, затрачивая на один конец трое суток. Пока везут солярку, половину сами сожгут. О водителях Талнаха можно расска­ зывать многое, но я ограничусь лишь од­ ним будничным эпизодом. При переправе через Норилку у самого берега провалился под лед трактор. Было градусов тридцать с ветерком. Тракторист Яков Фриауф раз­ делся до белья, прыгнул в^ дымящуюся полынью и зацепил буксирный трос... Это был тот самый тракторист, который пере­ возил буровую Лимонова к подножью го­ ры Отдельной. Тот Яков Фриауф, который год спустя во время «черной пурги» пове­ зет на вершину Караелаха цистерну с во­ дой для буровой вышки, благополучно до­ ставит ее, вернется и спросит у диспетче­ ра: — Ну, что там еще надо? В начале зимы разведчики жили в па­ латках, спали не раздеваясь. Печка нака­ лена добела, а по углам иней. Со смены прибегут и не знают, что делать раньше: то ли погреться, то ли поесть, то ли идти уголь добывать. Привезет трактор сани топлива для бу­ ровых — вмиг облепят их жильцы балков с мешками, рюкзаками, ведрами — и че­ рез час сани чистые. Пробовали оставлять уголь, не доезжая поселка, — бесполезно. Садился в кабину сам начальник партии, командовал: «Развози по буровым». А у тракториста «скорость не включается» — он ведь сам в балке живет... Казалось бы, зачем в лесу уголь? Ведь кругом дрова! Да, но пока эти дрова, эта сырая мерзлая лиственница разгорится, двадцать раз, как говорят, успеешь дуба дать. Да и тепла от них немного: пых — и нету. На буровых дрова еще сойдут, там работа греет. И разведчики работали, несмотря ни на что. Отрезанные начавшимся ледоставом от базы, лишенные самого необходимого, недоедая, недосыпая, они бурили, бурили, бурили. Выходных не брали, хотя у мно­ гих были в Норильске семьи. А для раз­ рядки от постоянного иссушающего напря­ жения много шутили, подсмеивались над житейскими невзгодами. Дружный хохот вызвало известие о том, что кто-то во сне подморозил в палатке нос. Смеялись, когда один рабочий, воз­ вратившийся с охоты, стал оттирать бе­ лые, как у гипсовой статуи, уши, а мочка возьми да отломись. Он повертел ее в ру­ ках и сунул в карман, а ребята шутили: — Ничего, Саня, могло быть хуже! Без уха тебя жена еще примет! Смеялись по любому поводу, потому что если не смеяться, будет слишком трудно... Во второй половине зимы стало чуть по­ легче. Еще летом разведчики пробили пря­ мую трассу до Норилки, она легла в осно­ ву нынешней дороги. В марте санно-тракторный поезд доста­ вил на правый берег электромонтажников для сооружения высоковольтной линии Валек — Талнах. В мае прибыли первые отряды строителей. В июне началась от­ сыпка дороги. В августе — планировка промышленной площадки для закладки рудничных стволов. Тем временем геологи продолжали де­ тальную разведку южного участка место­ рождения. В конце года на Талнах прибы­ ла экспертная комиссия Министерства гео­ логии и охраны недр. Правительство, рас­ смотрев представленные комиссией мате­ риалы, решило: учитывая исключительную важность Талнахского месторождения,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2