Сибирские огни № 12 - 1972
на наш взгляд, страницы, посвященные рас смотрению проекта А. И. Чирикова об обо роне Дальнего Востока и о роли реки Амур в жизни России на Дальнем Востоке. Вторая Камчатская, или Сибирско-Тихо океанская, экспедиция, вызванная потребно стями экономического развития страны, дала толчок к дальнейшим исследованиям Сибири, Дальнего Востока и близлежащих к Дальнему Востоку островов, земель и морских просторов. За' правительственной экспедицией Беринга потянулись на Тихий океан промышленники и мореходы, плавания которых имели не только промысловое, эко номическое значение, но и принесли множе ство новых научных известий: Курильские и Алеутские острова получили достаточное географическое описание и были освоены русскими людьми. В. Дивин совершенно верно отмечает, что русское правительство не стояло в сто роне от этих плаваний —оно направляло их и стремилось использовать для расширения своего влияния в северной части Тихого океана и проникновения в северо-запад ную Америку. Логическим завершением политики рус ского правительства явилось официальное оформление в 1799 году основанной заме чательным мореходом, Колумбом Россюш, Г. И. Шелиховым Российско-Американской компании. Несмотря на всю сложность и противо речивость процесса колонизациии Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки, как подчеркивал Ф. Энгельс, Россия действи тельно играла «прогрессивную роль по от ношению к Востоку».1 Монография В. Ди вина на большом фактическом материале раскрывает суть этой прогрессивной роли. Вместе с тем, монография не свободна от недостатков: в ней есть неверные, на наш взгляд, и спорные положения, имеются и фактические неточности и опечатки. Ука жем на некоторые из них. Автор явно тяготеет к преувеличению роли А. И. Чирикова в экспедиции В. И. Беринга. Это и понятно: собрав огромный ‘ К. М а р к с ц Ф, Э н г е л ь с , Соч., т. 27, изд. 2, стр. 241 материал о великом русском мореплавателе и издав о нем замечательную книгу, В. Ди вин не может преодолеть своих симпатий и в монографии. «Не совсем удачным было назначение Беринга, так как он нередко проявлял чрезмерную осторожность и легко попадал под чужое влияние»,— написал автор на стр. 106. Очень спорно, если и сов сем неверно. И не нужно автору моногра фии было снова и снова оставлять на вто ром плане имя замечательного путешествен ника Беринга или бросать на него тень. Это звучит не убедительно, тем более когда сам Дивин на стр. 153 называет Беринга отважным капитаном. Далее автор пишет: «Порт, заложенный Чириковым и Берингом» (речь идет о Петропавловске, стр. 111). Общеизвестно, что первую съемку сделали там И. Ф. Елагин и В. А. Хметевский, и весь мир знает, что основателем Петропав ловска является Витус Беринг, и жители Петропавловска собираются ставить ему монумент. Декларативно заявление автора о том, что «русские люди открыли морской путь в Японию, изучили навигационные условия плавания у ее берегов» (стр. 129). Нужно обязательно добавить фамилию А. И. На гаева к фамилиям М В. Ломоносова, Ф. И. Соймонова и Д. И. Чичерина, которые на учно обосновали предложения по экспе дициям на Тихом океане (стр. 228). Есть и явные опечатки, лежащие уже на совести издательства. Например, на стр. 52 Иван Бутин в сноске превращен в Ивана Бунина; на стр. 167 нужно Марчикан— вместо Манчикан и т. п. Непонятно также, зачем издателям понадобилось на одной странице помещать целых четыре карты (или фрагменты четырех карт)? Что дают эти карты читателю? Повторяю: такие неточности, небрежно сти, спорные положения в монографии есть. Но важно другое: В. Дивин написал нуж ную книгу, ввел в научный оборот новые ар хивные материалы и сделал правильные выводы, являющиеся ценным вкладом в советскую историко-географическую науку. А. АЛЕКСЕЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2