Сибирские огни № 12 - 1972
ется выход в свет монографии В. В. Горбу нова, уже известного вдумчивыми работами по истории Пролеткульта. В монографии «Ленин и социалистическая культура» автор не ограничивается приведением высказыва- йий В. И. Ленина по той или иной пробле ме культурного строительства. Как изве стно, у В. И. Ленина нет специального тру да, в котором бы систематически была из ложена теория культуры. И поэтому очень важно вовлечение в научный оборот и обоб щение не только идей, содержащихся в от дельных его статьях и высказываниях, но и кратких замечаний, пометок в прочитанных им работах. Проникнуть в глубину ленин ской лаборатории мысли, за лаконичной строкой увидеть контекст, подметить нюан сы, скрытые аргументы, не теряя из виду целого, всей ленинской системы взглядов на культуру,— цель автора, и в этом, пожалуй, ■принципиальная особенность его книги. Ленинская теория культуры и культур ной революции — есть творческая разработ ка марксизма, новый этап его развития в условиях свершившейся пролетарской рево люции и практики социалистического стро ительства. Эта теория окончательно сфор мировалась в обстановке ожесточенной ■борьбы с противниками, в условиях горя чих споров и дискуссий в среде руководя щих деятелей Коммунистической партии, тех споров и дискуссий, которые так сильно волновали широкую партийную и советскую общественность. Все это нашло отражение и оценку в свете ленинских положений в книге В. Горбунова. Он уделяет внимание сути взглядов Л. Троцкого и Н. Бухарина на пути развития культуры в условиях дик татуры пролетариата и показывает несосто ятельность их установок. Эти деятели при зывали партию отказаться от планов сози дания социалистической культуры в пере ходный период от капитализма к социализ му. Например, Л. Троцкий, исходя из по стулатов теории перманентной революции, отвергал культурно-воспитательную функ цию диктатуры пролетариата, а, следова тельно, избегал вопроса о культурной рево люции. Эта теория, как и ей подобные, бы ла развенчана партией и не сыграла сколь ко-нибудь заметной роли в построении со циализма. В книге говорится о вкладе И. В. Ста лина в понимание проблемы соотношения формы и содержания социалистической культуры. Видимо, следовало бы взглядам И. В, Сталина отвести большее место, на основе ленинских положений и известных партийных решений дать их анализ в свя зи с тем значением, которое они имели в практике культурного строительства СССР. Автор внимательно прослеживает вза имообусловленность и взаимовлияние поли тических, экономических и культурных про цессов. Одним из важнейших открытий марксиз ма-ленинизма является положение о решаю щей роли народных масс в истории. Зна чительное возрастание этой роли произош ло с появлением на революционной арене рабочего класса. В. Горбунов показывает отношение В. И. Ленина к формам созида тельной деятельности масс в области куль туры, его взгляды на место пролетарских просветительных организаций в системе дик татуры пролетариата. Тут же он подчеркива ет стержневое положение ленинской концеп ции культурной революции — роль пролетар ского государства как главного орудия формирования социалистической культуры. Освещая эти вопросы, В. Горбунов неод нократно обращается к Пролеткульту. В критике Пролеткульта особенно ярко проя вилось отношение В. И. Ленина к проблеме преемственности культуры, занимающей важнейшее место в его теории культурной революции. В. Горбунов делает убедитель ный вывод о том, что сепаратизм, сектант ские тенденции Пролеткульта не могут быть объяснены только лишь причинами гносе ологического порядка. Разумеется, недопо нимание пролеткультовскими теоретиками важности партийного руководства борьбой за социалистическую культуру приносило серьезные издержки. Но объективным ис точником сепаратизма Пролеткульта, под черкивает В. Горбунов, являлась борьба мелкобуржуазной интеллигенции за свое влияние на рабочие массы. Левацкие лозун ги Пролеткульта (и не только Пролеткуль та) были отражением духа идеологии пе риода военного коммунизма. Отчаянные по пытки решить проблемы пролетарской куль туры методами атаки и штурма имели свою социальную почву. Для общественного на строения революционных лет был характе рен пафос отрицания всего старого, питав ший нигилистические концепции. Революция вступала в стадию, когда управление ею становилось чрезвычайно важной про блемой. В своем труде В. Горбунов использовал ряд малоизвестных документальных мате риалов, углубляющих понимание ленинской теории культуры. Достоинство книги и в том, что в ней приведены интересные выска зывания виднейших мастеров советской культуры — наших современников. Монография В. Горбунова представляет несомненный интерес не только для специа- листов-культурологов, но и для преподава телей общественных наук, пропагандистов, для широких кругов интеллигенции. В. БАТУРИН, Ю. МАРЧЕНКО В. Н. Увачан. Путь народов Севера к со циализму. (Исторический очерк). М„ «Мысль», 1971 Книга доктора исторических наук В. Н. Увачана рассказывает о жизни приполярных Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Не нецкого) национальных округов, населенных эвенками (тунгусами), ненцами (самоеда ми), долганами, нганасанами (тавгийцами), энцами, якутами (саха), русскими.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2