Сибирские огни № 12 - 1972

ется выход в свет монографии В. В. Горбу­ нова, уже известного вдумчивыми работами по истории Пролеткульта. В монографии «Ленин и социалистическая культура» автор не ограничивается приведением высказыва- йий В. И. Ленина по той или иной пробле­ ме культурного строительства. Как изве­ стно, у В. И. Ленина нет специального тру­ да, в котором бы систематически была из­ ложена теория культуры. И поэтому очень важно вовлечение в научный оборот и обоб­ щение не только идей, содержащихся в от­ дельных его статьях и высказываниях, но и кратких замечаний, пометок в прочитанных им работах. Проникнуть в глубину ленин­ ской лаборатории мысли, за лаконичной строкой увидеть контекст, подметить нюан­ сы, скрытые аргументы, не теряя из виду целого, всей ленинской системы взглядов на культуру,— цель автора, и в этом, пожалуй, ■принципиальная особенность его книги. Ленинская теория культуры и культур­ ной революции — есть творческая разработ­ ка марксизма, новый этап его развития в условиях свершившейся пролетарской рево­ люции и практики социалистического стро­ ительства. Эта теория окончательно сфор­ мировалась в обстановке ожесточенной ■борьбы с противниками, в условиях горя­ чих споров и дискуссий в среде руководя­ щих деятелей Коммунистической партии, тех споров и дискуссий, которые так сильно волновали широкую партийную и советскую общественность. Все это нашло отражение и оценку в свете ленинских положений в книге В. Горбунова. Он уделяет внимание сути взглядов Л. Троцкого и Н. Бухарина на пути развития культуры в условиях дик­ татуры пролетариата и показывает несосто­ ятельность их установок. Эти деятели при­ зывали партию отказаться от планов сози­ дания социалистической культуры в пере­ ходный период от капитализма к социализ­ му. Например, Л. Троцкий, исходя из по­ стулатов теории перманентной революции, отвергал культурно-воспитательную функ­ цию диктатуры пролетариата, а, следова­ тельно, избегал вопроса о культурной рево­ люции. Эта теория, как и ей подобные, бы­ ла развенчана партией и не сыграла сколь­ ко-нибудь заметной роли в построении со­ циализма. В книге говорится о вкладе И. В. Ста­ лина в понимание проблемы соотношения формы и содержания социалистической культуры. Видимо, следовало бы взглядам И. В, Сталина отвести большее место, на основе ленинских положений и известных партийных решений дать их анализ в свя­ зи с тем значением, которое они имели в практике культурного строительства СССР. Автор внимательно прослеживает вза­ имообусловленность и взаимовлияние поли­ тических, экономических и культурных про­ цессов. Одним из важнейших открытий марксиз­ ма-ленинизма является положение о решаю­ щей роли народных масс в истории. Зна­ чительное возрастание этой роли произош­ ло с появлением на революционной арене рабочего класса. В. Горбунов показывает отношение В. И. Ленина к формам созида­ тельной деятельности масс в области куль­ туры, его взгляды на место пролетарских просветительных организаций в системе дик­ татуры пролетариата. Тут же он подчеркива­ ет стержневое положение ленинской концеп­ ции культурной революции — роль пролетар­ ского государства как главного орудия формирования социалистической культуры. Освещая эти вопросы, В. Горбунов неод­ нократно обращается к Пролеткульту. В критике Пролеткульта особенно ярко проя­ вилось отношение В. И. Ленина к проблеме преемственности культуры, занимающей важнейшее место в его теории культурной революции. В. Горбунов делает убедитель­ ный вывод о том, что сепаратизм, сектант­ ские тенденции Пролеткульта не могут быть объяснены только лишь причинами гносе­ ологического порядка. Разумеется, недопо­ нимание пролеткультовскими теоретиками важности партийного руководства борьбой за социалистическую культуру приносило серьезные издержки. Но объективным ис­ точником сепаратизма Пролеткульта, под­ черкивает В. Горбунов, являлась борьба мелкобуржуазной интеллигенции за свое влияние на рабочие массы. Левацкие лозун­ ги Пролеткульта (и не только Пролеткуль­ та) были отражением духа идеологии пе­ риода военного коммунизма. Отчаянные по­ пытки решить проблемы пролетарской куль­ туры методами атаки и штурма имели свою социальную почву. Для общественного на­ строения революционных лет был характе­ рен пафос отрицания всего старого, питав­ ший нигилистические концепции. Революция вступала в стадию, когда управление ею становилось чрезвычайно важной про­ блемой. В своем труде В. Горбунов использовал ряд малоизвестных документальных мате­ риалов, углубляющих понимание ленинской теории культуры. Достоинство книги и в том, что в ней приведены интересные выска­ зывания виднейших мастеров советской культуры — наших современников. Монография В. Горбунова представляет несомненный интерес не только для специа- листов-культурологов, но и для преподава­ телей общественных наук, пропагандистов, для широких кругов интеллигенции. В. БАТУРИН, Ю. МАРЧЕНКО В. Н. Увачан. Путь народов Севера к со­ циализму. (Исторический очерк). М„ «Мысль», 1971 Книга доктора исторических наук В. Н. Увачана рассказывает о жизни приполярных Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Не­ нецкого) национальных округов, населенных эвенками (тунгусами), ненцами (самоеда­ ми), долганами, нганасанами (тавгийцами), энцами, якутами (саха), русскими.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2