Сибирские огни № 12 - 1972

забайкальского казака, он с детства познал нужду и бесправие. И только благодаря блестящим способностям ему удалось окон­ чить сельскую школу и поступить в Читин­ скую учительскую семинарию. Здесь начи­ нается его революционная деятельность. Используя многочисленные исторические источники, воспоминания современников и соратников Широких-Полянского, приводя в книге большой документальный материал, автор сумел показать, как проявлялся неза­ урядный организационный талант Широких- Полянского на самых разнообразных постах, на которые ставила его партия. А комму­ нистом он стал фактически в 16 лет. Автор уделяет большое внимание уча­ стию Широких-Полянского в подготовке и проведении Великой Октябрьской социали­ стической революции в Забайкалье. Со всей революционной страстностью и неиссякае­ мой энергией он включается в круговорот политической жизни того времени, разобла­ чает позиции меньшевиков и эсеров, стано­ вится активным работником Читинского областного Совета. Строить новую жизнь читинским боль­ шевикам приходилось в очень сложных и трудных условиях. В крае развертывалась гражданская война, начатая атаманом Се­ меновым. Контрреволюция в тылу плела се­ ти своих заговоров против Советской влас­ ти. Нужна была огромная политическая и организаторская работа большевиков в мас­ сах, чтобы преодолеть эти трудности. И в первых рядах большевистской партии в этой сложной и многогранной работе принимает участие С. Ю. Широких-Полянский, человек мягкий и добрый в отношениях с товари­ щами, твердый, бескомпромиссный к вра­ гам. Значительное место отведено в книге деятельности С. Ю. Широких-Полянского в годы иностранной военной интервенции в Забайкалье. Находясь на нелегальном по­ ложении, Сергей Юльевич проводит в это время большую политическую работу сре­ ди населения. Верный сын ленинской пар­ тии, он становится одним из руководителей народного восстания в Западном Забай­ калье, ныне Бурятской АССР, вносит боль­ шой вклад в дело победы трудящихся над белогвардейцами и интервентами, установ­ ления власти Советов в этой части нашей страны. Автор показывает большую работу С. Ю. Широких-Полянского по организации ДВР; в 22 года он становится министром юстиции республики; являясь членом пра­ вительства ДВР, он вместе с другими боль­ шевиками строил большевистский буфер, ко­ торый, по гениальному замыслу В. И. Ле­ нина, сыграл такую большую роль в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией в тяжелые годы гражданской войны. Свою деятельность на посту министра юстиции республики С. Ю. Широких-Полянский, как и другие1министры ДВР, основывал на ука­ заниях партии и В. И. Ленина, на декре­ тах ВЦИК и СНК РСФСР. Яркой страницей в жизни С. Ю. Широ­ ких-Полянского было его участие в оказа­ нии братской помощи монгольскому народу в борьбе против белогвардейцев и местной контрреволюции. В качестве комиссара экс­ педиционного отряда Красной Армии он с честью выполнил свой интернациональный долг перед монгольским народом. Последние страницы книги посвящены борьбе С. Ю Широких-Полянского с банди­ тизмом и контрреволюцией в Якутии. Силы контрреволюции в крае были велики. Здесь было много эсеров и 'меньшевиков. Сюда бежали офицеры разгромленной колчаков­ ской армии. Тойоны, кулаки, купцы, нацио­ налистическая интеллигенция — вся эта враждебная сила питала звериную нена­ висть к Советской власти и готовилась к борьбе с ней. Комиссар С. Ю. Широких-По­ лянский сумел разобраться в этой слож­ ной политической обстановке, устранить ошибки в осуществлении национальной по­ литики. найти правильный подход к мест­ ному населению, многое сделать для ук­ репления партийных и советских органов, организовать борьбу против контрреволю­ ции. Погиб Сергей Юльевич на боевом пос­ ту при ликвидации одной из банд. С. Ю. Широких-Полянский —один из славной когорты комиссаров гражданской войны. Его рано оборвавшаяся жизнь слу­ жила и продолжает служить примером беззаветной преданности делу партии Лени­ на, образцом непоколебимой убежденности в правоте идей марксизма-ленинизма. В. ШЕИН В. В. Горбунов. Ленин и социалистическая культура. М., «Мысль», 1972 Белее 70% населения неграмотно, око­ ло 4/5 детей и подростков не имели возмож­ ности посещать школу —такое культурное наследие приняла от прежнего строя Совет­ ская власть «Как слаба еще пленка куль­ туры и какие лежат под ней глухие и без­ донные воды дикости и темноты. Но свет человеческой мысли просветит эти воды до дна. В этом была великая задача нашего будущего, нашей работы, нашей пока еще неустроенной жизни». Так охарактеризовал Константин Паустовский начало пути наше­ го народа к достигнутым сегодня вершинам культуры. Актуальная задача нашего времени — глубокое осмысление и обобщение опыта со­ зидания новой, социалистической культуры. Советскими учеными создано много трудов, посвященных ленинскому учению о культу­ ре и культурной революции, деятельности Коммунистической партии и Советского го­ сударства в области культуры. Однако тру­ дов фундаментальных, в которых проблемы истории культуры рассматривались бы в комплексе, во взаимосвязи всех положений ленинского учения о культуре,— единицы. В этом плане значительным событием явля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2