Сибирские огни № 12 - 1972
забайкальского казака, он с детства познал нужду и бесправие. И только благодаря блестящим способностям ему удалось окон чить сельскую школу и поступить в Читин скую учительскую семинарию. Здесь начи нается его революционная деятельность. Используя многочисленные исторические источники, воспоминания современников и соратников Широких-Полянского, приводя в книге большой документальный материал, автор сумел показать, как проявлялся неза урядный организационный талант Широких- Полянского на самых разнообразных постах, на которые ставила его партия. А комму нистом он стал фактически в 16 лет. Автор уделяет большое внимание уча стию Широких-Полянского в подготовке и проведении Великой Октябрьской социали стической революции в Забайкалье. Со всей революционной страстностью и неиссякае мой энергией он включается в круговорот политической жизни того времени, разобла чает позиции меньшевиков и эсеров, стано вится активным работником Читинского областного Совета. Строить новую жизнь читинским боль шевикам приходилось в очень сложных и трудных условиях. В крае развертывалась гражданская война, начатая атаманом Се меновым. Контрреволюция в тылу плела се ти своих заговоров против Советской влас ти. Нужна была огромная политическая и организаторская работа большевиков в мас сах, чтобы преодолеть эти трудности. И в первых рядах большевистской партии в этой сложной и многогранной работе принимает участие С. Ю. Широких-Полянский, человек мягкий и добрый в отношениях с товари щами, твердый, бескомпромиссный к вра гам. Значительное место отведено в книге деятельности С. Ю. Широких-Полянского в годы иностранной военной интервенции в Забайкалье. Находясь на нелегальном по ложении, Сергей Юльевич проводит в это время большую политическую работу сре ди населения. Верный сын ленинской пар тии, он становится одним из руководителей народного восстания в Западном Забай калье, ныне Бурятской АССР, вносит боль шой вклад в дело победы трудящихся над белогвардейцами и интервентами, установ ления власти Советов в этой части нашей страны. Автор показывает большую работу С. Ю. Широких-Полянского по организации ДВР; в 22 года он становится министром юстиции республики; являясь членом пра вительства ДВР, он вместе с другими боль шевиками строил большевистский буфер, ко торый, по гениальному замыслу В. И. Ле нина, сыграл такую большую роль в борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией в тяжелые годы гражданской войны. Свою деятельность на посту министра юстиции республики С. Ю. Широких-Полянский, как и другие1министры ДВР, основывал на ука заниях партии и В. И. Ленина, на декре тах ВЦИК и СНК РСФСР. Яркой страницей в жизни С. Ю. Широ ких-Полянского было его участие в оказа нии братской помощи монгольскому народу в борьбе против белогвардейцев и местной контрреволюции. В качестве комиссара экс педиционного отряда Красной Армии он с честью выполнил свой интернациональный долг перед монгольским народом. Последние страницы книги посвящены борьбе С. Ю Широких-Полянского с банди тизмом и контрреволюцией в Якутии. Силы контрреволюции в крае были велики. Здесь было много эсеров и 'меньшевиков. Сюда бежали офицеры разгромленной колчаков ской армии. Тойоны, кулаки, купцы, нацио налистическая интеллигенция — вся эта враждебная сила питала звериную нена висть к Советской власти и готовилась к борьбе с ней. Комиссар С. Ю. Широких-По лянский сумел разобраться в этой слож ной политической обстановке, устранить ошибки в осуществлении национальной по литики. найти правильный подход к мест ному населению, многое сделать для ук репления партийных и советских органов, организовать борьбу против контрреволю ции. Погиб Сергей Юльевич на боевом пос ту при ликвидации одной из банд. С. Ю. Широких-Полянский —один из славной когорты комиссаров гражданской войны. Его рано оборвавшаяся жизнь слу жила и продолжает служить примером беззаветной преданности делу партии Лени на, образцом непоколебимой убежденности в правоте идей марксизма-ленинизма. В. ШЕИН В. В. Горбунов. Ленин и социалистическая культура. М., «Мысль», 1972 Белее 70% населения неграмотно, око ло 4/5 детей и подростков не имели возмож ности посещать школу —такое культурное наследие приняла от прежнего строя Совет ская власть «Как слаба еще пленка куль туры и какие лежат под ней глухие и без донные воды дикости и темноты. Но свет человеческой мысли просветит эти воды до дна. В этом была великая задача нашего будущего, нашей работы, нашей пока еще неустроенной жизни». Так охарактеризовал Константин Паустовский начало пути наше го народа к достигнутым сегодня вершинам культуры. Актуальная задача нашего времени — глубокое осмысление и обобщение опыта со зидания новой, социалистической культуры. Советскими учеными создано много трудов, посвященных ленинскому учению о культу ре и культурной революции, деятельности Коммунистической партии и Советского го сударства в области культуры. Однако тру дов фундаментальных, в которых проблемы истории культуры рассматривались бы в комплексе, во взаимосвязи всех положений ленинского учения о культуре,— единицы. В этом плане значительным событием явля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2