Сибирские огни № 12 - 1972

витие поэзии Сибири после Октября, ана­ лизируется творчество В. Итина, А. Олени- ча-Гнененко, А. Валина, Г. Вяткина, И. Бро­ шина, И. Мухачева. Монография о современном новосибир- ком поэте Николае Перевалове «Тиха глу- окая река» названа критиком по стихо­ творной строке анализируемого автора — Сторонись хвастливой песни звонкой, что летит, назойливо ярка,— говорливы мелкие речонки, но тиха глубокая река. Виталий Коржев исследует творческие 'особенности поэта, стих которого доводится .до предельного эмоционального напряже­ ния без нарушения его естественности, а ду­ шевный лиризм, острые коллизии, драма­ тизм поэтического переживания выражают психологическую правду современности и тогда, когда поэт касается разноречивых начал в нашей жизни, в нашем тревожном, меняющемся мире ■Поэтическое осмысливание закономер­ ностей жизни, гуманистическая вера в чело­ века, в «вечную власть людского доброго тепла», нравственный опыт своего поколе­ ния, проверенного нелегкими испытаниями времени,— все то, чем интересен поэт Ни­ колай Перевалов, и является предметом размышлений и анализа для критика. С выверенными идейно-художественны­ ми критериями и оценками подходит Ви­ талий Коржев и к творчеству Иосифа Ут­ кина в монографии о поэте, изданной в се­ рии «Литературные портреты». В стихах И Уткина на первых порах, как замечает исследователь, возвышенная революционная романтика уживается с биб­ лейской мифологией и фольклорной атри­ бутикой. Но постепенно, развивая и совер­ шенствуя свой природный талант, поэт при­ ходит к верному и убедительному изобра­ жению нового советского человека, взяв курс на борьбу за прекрасную, гармонично развитую личность Виталий Коржев пока­ зывает не простой путь И. Уткина, его пе­ реоценку поэтических ценностей в своей творческой лаборатории Интересны раз­ мышления критика, когда он анализирует поэмы «Повесть о рыжем Мотэле». «Милое детство», лирические стихи о любви, напи­ санные Уткиным в 30-х — начале 40-х го­ дов. Виталий Коржев отмечает простоту и ясность, стихов поэта, демократичность его чувств, вторжение в область интимных устремлений лирического героя, образ кото­ рого психологически углубляется, потому что поэт проявляет теперь повышенный ин­ терес и внимание к изображению, как он иронически говорит, «такой захолустной глуши, как провинция бедного тела или темная область души». Анализируя книги Ильи Фонякова, кри­ тик полемизирует с поэтом по некоторым проблемам поэзии, в частности, доказывает неправомерность и несостоятельность выде­ ления так называемых «интеллектуальных» по.этов. «Не о какой-то особой «интеллек­ туальности» поэзии надо говорить,— пишет В. Коржев,— а исходить из особенностей по­ этического таланта и мировидения, из ав­ торского замысла и его художественного воплощения, из внутренней задачи и цели поэта». Виталий Коржев ненавязчиво приглаша­ ет нас соотносить читательский опыт жиз­ ни с миром чувств и переживаний поэта. На примере стихотворения И. Фонякова «Дочка председателя колхоза» он показыва­ ет, как мысль становится чувствуемой, ин­ теллект соединяется с эмоциями, образуя цельный, неделимый и впечатляющий поэти­ ческий образ. Так и в монографии о. Иване Ветлугине критик пристально вглядывается в лучшее стихотворение поэта «Спутник», где мысль-чувство воплотилась в образное слово «вещественно и полно», потому что поэтом руководила важная идея, глубинная взаимосвязь жизненных явлений. Можно найти немало подобных приме­ ров и в монографии о Леониде Решетнико­ ве, особенно при разборе его фронтовых стихов. Анализируя строку за строкой, ис­ следователь стремится нащупать главный «нерв» каждого стихотворения, который вы­ зывает у читателя ответное чувство, несет общественно-значимую художественную мысль. Гражданский пафос поэта, по вы­ ражению критика, выплескивается «без ри­ торического надрыва и крикливости», и это делает поэтические строки достоверными, убеждающими. В литературно-критических выступлени­ ях Виталия Коржева есть, разумеется, и свои недостатки. Так, например, он завыша­ ет оценки некоторых стихов И, Ветлугина, а также поэтов Сибири 20-х годов. Конец интересной монографии об И. Уткине не­ сколько скомкан, стихи военного времени не получили должного эстетического анали­ за. Здесь критик отделывается своего рода скороговорками типа: «Горячие патриоти­ ческие чувства постоянно владеют всеми помыслами и устремлениями поэта» и т. д. А нужен такой же обстоятельный и доказа­ тельный разбор творчества И. Уткина во время войны, какой сделан В. Коржевым, когда он говорит, к примеру, о сибирском периоде поэтической деятельности автора. И все же достоинство книг Виталия Коржева несомненно' критик стремится су­ дить о работе товарищей по литературному цеху строго, но заинтересованно и добро­ желательно, с профессиональной доказа­ тельностью, объективностью и хорошим знанием дела. И. КУЗНЕЦОВ B. И . Кожевин. Комиссар Широких-Полян­ ский. Улан-Удэ, Буря 1 . кн. изд„ 1 9 7 2 В рядах великой партии Ленина почет­ ное место принадлежит Сергею Юльевичу Шиооких-Пол янскому Всего двадцать четыре ■года прожил C. К). Широких-Полянский. Сын бедного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2