Сибирские огни № 12 - 1972
витие поэзии Сибири после Октября, ана лизируется творчество В. Итина, А. Олени- ча-Гнененко, А. Валина, Г. Вяткина, И. Бро шина, И. Мухачева. Монография о современном новосибир- ком поэте Николае Перевалове «Тиха глу- окая река» названа критиком по стихо творной строке анализируемого автора — Сторонись хвастливой песни звонкой, что летит, назойливо ярка,— говорливы мелкие речонки, но тиха глубокая река. Виталий Коржев исследует творческие 'особенности поэта, стих которого доводится .до предельного эмоционального напряже ния без нарушения его естественности, а ду шевный лиризм, острые коллизии, драма тизм поэтического переживания выражают психологическую правду современности и тогда, когда поэт касается разноречивых начал в нашей жизни, в нашем тревожном, меняющемся мире ■Поэтическое осмысливание закономер ностей жизни, гуманистическая вера в чело века, в «вечную власть людского доброго тепла», нравственный опыт своего поколе ния, проверенного нелегкими испытаниями времени,— все то, чем интересен поэт Ни колай Перевалов, и является предметом размышлений и анализа для критика. С выверенными идейно-художественны ми критериями и оценками подходит Ви талий Коржев и к творчеству Иосифа Ут кина в монографии о поэте, изданной в се рии «Литературные портреты». В стихах И Уткина на первых порах, как замечает исследователь, возвышенная революционная романтика уживается с биб лейской мифологией и фольклорной атри бутикой. Но постепенно, развивая и совер шенствуя свой природный талант, поэт при ходит к верному и убедительному изобра жению нового советского человека, взяв курс на борьбу за прекрасную, гармонично развитую личность Виталий Коржев пока зывает не простой путь И. Уткина, его пе реоценку поэтических ценностей в своей творческой лаборатории Интересны раз мышления критика, когда он анализирует поэмы «Повесть о рыжем Мотэле». «Милое детство», лирические стихи о любви, напи санные Уткиным в 30-х — начале 40-х го дов. Виталий Коржев отмечает простоту и ясность, стихов поэта, демократичность его чувств, вторжение в область интимных устремлений лирического героя, образ кото рого психологически углубляется, потому что поэт проявляет теперь повышенный ин терес и внимание к изображению, как он иронически говорит, «такой захолустной глуши, как провинция бедного тела или темная область души». Анализируя книги Ильи Фонякова, кри тик полемизирует с поэтом по некоторым проблемам поэзии, в частности, доказывает неправомерность и несостоятельность выде ления так называемых «интеллектуальных» по.этов. «Не о какой-то особой «интеллек туальности» поэзии надо говорить,— пишет В. Коржев,— а исходить из особенностей по этического таланта и мировидения, из ав торского замысла и его художественного воплощения, из внутренней задачи и цели поэта». Виталий Коржев ненавязчиво приглаша ет нас соотносить читательский опыт жиз ни с миром чувств и переживаний поэта. На примере стихотворения И. Фонякова «Дочка председателя колхоза» он показыва ет, как мысль становится чувствуемой, ин теллект соединяется с эмоциями, образуя цельный, неделимый и впечатляющий поэти ческий образ. Так и в монографии о. Иване Ветлугине критик пристально вглядывается в лучшее стихотворение поэта «Спутник», где мысль-чувство воплотилась в образное слово «вещественно и полно», потому что поэтом руководила важная идея, глубинная взаимосвязь жизненных явлений. Можно найти немало подобных приме ров и в монографии о Леониде Решетнико ве, особенно при разборе его фронтовых стихов. Анализируя строку за строкой, ис следователь стремится нащупать главный «нерв» каждого стихотворения, который вы зывает у читателя ответное чувство, несет общественно-значимую художественную мысль. Гражданский пафос поэта, по вы ражению критика, выплескивается «без ри торического надрыва и крикливости», и это делает поэтические строки достоверными, убеждающими. В литературно-критических выступлени ях Виталия Коржева есть, разумеется, и свои недостатки. Так, например, он завыша ет оценки некоторых стихов И, Ветлугина, а также поэтов Сибири 20-х годов. Конец интересной монографии об И. Уткине не сколько скомкан, стихи военного времени не получили должного эстетического анали за. Здесь критик отделывается своего рода скороговорками типа: «Горячие патриоти ческие чувства постоянно владеют всеми помыслами и устремлениями поэта» и т. д. А нужен такой же обстоятельный и доказа тельный разбор творчества И. Уткина во время войны, какой сделан В. Коржевым, когда он говорит, к примеру, о сибирском периоде поэтической деятельности автора. И все же достоинство книг Виталия Коржева несомненно' критик стремится су дить о работе товарищей по литературному цеху строго, но заинтересованно и добро желательно, с профессиональной доказа тельностью, объективностью и хорошим знанием дела. И. КУЗНЕЦОВ B. И . Кожевин. Комиссар Широких-Полян ский. Улан-Удэ, Буря 1 . кн. изд„ 1 9 7 2 В рядах великой партии Ленина почет ное место принадлежит Сергею Юльевичу Шиооких-Пол янскому Всего двадцать четыре ■года прожил C. К). Широких-Полянский. Сын бедного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2