Сибирские огни № 12 - 1972

лое позади, что если не счастье, то уж по­ кой и волю, пушкинскими словами говоря, он завоевал. Но я-то, живущий через век после, знаю, что ничего этого не будет. Ни покоя, ни воли. Будут прежде всего хло­ поты, огромные и разнообразные... пойдут года лихорадки торопливой журнальной ра­ боты, оставившей в конце концов горький осадок после себя, будут могилы близких, будет долговая кабала...». В таком эмоцио­ нальном ключе выдержана вся книга. Где- то между строк, ненавязчиво видится лич­ ность ее автора — нашего современника, с искренним волнением, увлеченно рассказы­ вающего о с в о е м понимании Достоевско­ го, о с в о е м восприятии эпохи, в которую тот жил. Книга делится на две части. Первая — «Сердце остается одно. (Иртышская хрони­ ка)»— рассказывает о семипалатинском пе­ риоде жизни писателя. Вторая — «Время и сердце (Невские эпизоды)» —повествует о годах, предшествовавших созданию «Пре­ ступления и наказания». Нелегкое, бурное время — время, полное революционных на­ дежд шестидесятых годов и обмана «вели­ кой» крестьянской реформы. И на этом фо­ не видим мы Достоевского —мятущегося, мучительно ищущего свой, «третий» путь. На журнальных страницах в своей «прямой публицистике» он выступает против носите­ лей революционных идей, но он же в «За­ писках из Мертвого дома» с огромной худо­ жественной силой гневно обличает обще­ ство насилия. «Третий путь» (которого на самом деле не было и не могло быть) при­ вел .Достоевского в лагерь реакции. Но си­ ла его гения, независимо от того, хотел пи­ сатель этого или нет, о б ъ е к т и в н о дела­ ла его романы революционными. Таким предстает перед нами автор «Идиота» и «Братьев Карамазовых» в книге П. Косенко. Однако было бы неправильным сводить роль автора лишь к популяризаторству. По­ рой он делает успешные попытки не согла­ ситься с тем или иным установившимся в литературоведении мнением, делает соб­ ственные выводы, остроумные замечания и наблюдения. К числу последних относится, например, такое. «Странно,—пишет П. Ко­ сенко,— но, кажется, никто не обратил вни­ мания: Достоевский умер как-то «не по ха­ рактеру». И дальше мы читаем несколько отличных страниц, где упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Льва Толстого, Горького. Страниц, которые завершаются таким абза­ цем: «Он не хотел умирать, он не был исчер­ пан, он мечтал написать вторую книгу о Ка­ рамазовых, мечтал увидеть детей взрослы­ ми. Мне бы лет хоть семь, говорил он за год до смерти Но, мне кажется, в послед­ ний свой день он не пытался бороться, не мучился, не тосковал, потому что думал, вспоминая свою жизнь: трудно судьбе от­ пустить человеку больше, чем отпущено ему. Жизнь прожита такая богатая и страдани­ ем, и счастьем, и всем, чем люди живут, что пора и честь знать». В книге перед нами встает галерея людей, окружавших Достоевского в эти двенад­ цать лет его жизни. «Великодушнейшая женщина» Мария Исаева, первая жена Фе­ дора Михайловича. Семипалатинский проку­ рор Александр Врангель —либерал и прос­ то добрый, порядочный человек. Брат Ми­ хаил—трусливый литератор и удачливый коммерсант. Замечательный сын казахского народа Чокан Валиханов, ставший лучшим другом опального русского писателя. Офи­ церы, чиновники, журналисты, профессора, революционеры, цензоры, студенты... И сре­ ди всех этих людей —Достоевский. Непри­ миримый, неистовый, не желающий подчи­ няться чьей бы то ни было воле — будь то генерал от литературы или любимая жен­ щина. «Достоевский,— пишет П. Косенко,— не «отображал», не «изображал», не «рисо­ вал» — он открывал закономерности мира; и его открытия бессмертны, как бессмертны открытия Ньютона, Эйнштейна, Дарвина». Ибо открытые им закономерности есть за­ кономерности Революции. Последнее об­ стоятельство также четко прослеживается в книге, которую сейчас можно рекомендовать лишь посетителям библиотек — на прилав­ ках магазинов она не задержалась, еще раз продемонстрировав огромный читательский интерес к творчеству великого писателя. А. ЛЕЙФЕР Виталий Коржев. На поэтических орбитах. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1969 В. Коржев. Иосиф Уткин. Новосибирск» Зап.-Сиб. кн. изд., 1971 В конце шестидесятых годов начали сис­ тематически появляться в газетах и журна­ лах интересные статьи о творчестве сибир­ ских поэтов, автором которых был моло­ дой критик и литературовед Виталий Кор­ жев. Вскоре он выпустил первую свою кни­ гу, а следом через год —и вторую. Сборник «На поэтических орбитах» от­ крывается статьей о сибирских поэтах, ко­ торые активно работали в 20-30-х годах. Здесь дан анализ творчества тех, кто зачи­ нал советскую поэзию на востоке страны. Новые революционные цели требовали от писателей воплощения «новых драматиче­ ских коллизий», опоры на опыт передовой- культуры прошлого. Отмечая несомненное влияние ведущих, советских поэтов на своих сибирских со­ братьев, Виталий Коржев убедительно под­ черкивает своеобразие творчества послед­ них, ибо, по его словам, «художественные дарования поэтов Сибири были взращены на несколько иной почве», «это были даро­ вания действительно оригинальные, само­ стоятельные, достаточно сильные, чтобы пробить собственную дорогу к сердцу чи­ тателя». Эта статья — одна из первых обобщаю­ щих работ, в которых прослеживается раз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2