Сибирские огни № 12 - 1972
лое позади, что если не счастье, то уж по кой и волю, пушкинскими словами говоря, он завоевал. Но я-то, живущий через век после, знаю, что ничего этого не будет. Ни покоя, ни воли. Будут прежде всего хло поты, огромные и разнообразные... пойдут года лихорадки торопливой журнальной ра боты, оставившей в конце концов горький осадок после себя, будут могилы близких, будет долговая кабала...». В таком эмоцио нальном ключе выдержана вся книга. Где- то между строк, ненавязчиво видится лич ность ее автора — нашего современника, с искренним волнением, увлеченно рассказы вающего о с в о е м понимании Достоевско го, о с в о е м восприятии эпохи, в которую тот жил. Книга делится на две части. Первая — «Сердце остается одно. (Иртышская хрони ка)»— рассказывает о семипалатинском пе риоде жизни писателя. Вторая — «Время и сердце (Невские эпизоды)» —повествует о годах, предшествовавших созданию «Пре ступления и наказания». Нелегкое, бурное время — время, полное революционных на дежд шестидесятых годов и обмана «вели кой» крестьянской реформы. И на этом фо не видим мы Достоевского —мятущегося, мучительно ищущего свой, «третий» путь. На журнальных страницах в своей «прямой публицистике» он выступает против носите лей революционных идей, но он же в «За писках из Мертвого дома» с огромной худо жественной силой гневно обличает обще ство насилия. «Третий путь» (которого на самом деле не было и не могло быть) при вел .Достоевского в лагерь реакции. Но си ла его гения, независимо от того, хотел пи сатель этого или нет, о б ъ е к т и в н о дела ла его романы революционными. Таким предстает перед нами автор «Идиота» и «Братьев Карамазовых» в книге П. Косенко. Однако было бы неправильным сводить роль автора лишь к популяризаторству. По рой он делает успешные попытки не согла ситься с тем или иным установившимся в литературоведении мнением, делает соб ственные выводы, остроумные замечания и наблюдения. К числу последних относится, например, такое. «Странно,—пишет П. Ко сенко,— но, кажется, никто не обратил вни мания: Достоевский умер как-то «не по ха рактеру». И дальше мы читаем несколько отличных страниц, где упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Льва Толстого, Горького. Страниц, которые завершаются таким абза цем: «Он не хотел умирать, он не был исчер пан, он мечтал написать вторую книгу о Ка рамазовых, мечтал увидеть детей взрослы ми. Мне бы лет хоть семь, говорил он за год до смерти Но, мне кажется, в послед ний свой день он не пытался бороться, не мучился, не тосковал, потому что думал, вспоминая свою жизнь: трудно судьбе от пустить человеку больше, чем отпущено ему. Жизнь прожита такая богатая и страдани ем, и счастьем, и всем, чем люди живут, что пора и честь знать». В книге перед нами встает галерея людей, окружавших Достоевского в эти двенад цать лет его жизни. «Великодушнейшая женщина» Мария Исаева, первая жена Фе дора Михайловича. Семипалатинский проку рор Александр Врангель —либерал и прос то добрый, порядочный человек. Брат Ми хаил—трусливый литератор и удачливый коммерсант. Замечательный сын казахского народа Чокан Валиханов, ставший лучшим другом опального русского писателя. Офи церы, чиновники, журналисты, профессора, революционеры, цензоры, студенты... И сре ди всех этих людей —Достоевский. Непри миримый, неистовый, не желающий подчи няться чьей бы то ни было воле — будь то генерал от литературы или любимая жен щина. «Достоевский,— пишет П. Косенко,— не «отображал», не «изображал», не «рисо вал» — он открывал закономерности мира; и его открытия бессмертны, как бессмертны открытия Ньютона, Эйнштейна, Дарвина». Ибо открытые им закономерности есть за кономерности Революции. Последнее об стоятельство также четко прослеживается в книге, которую сейчас можно рекомендовать лишь посетителям библиотек — на прилав ках магазинов она не задержалась, еще раз продемонстрировав огромный читательский интерес к творчеству великого писателя. А. ЛЕЙФЕР Виталий Коржев. На поэтических орбитах. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1969 В. Коржев. Иосиф Уткин. Новосибирск» Зап.-Сиб. кн. изд., 1971 В конце шестидесятых годов начали сис тематически появляться в газетах и журна лах интересные статьи о творчестве сибир ских поэтов, автором которых был моло дой критик и литературовед Виталий Кор жев. Вскоре он выпустил первую свою кни гу, а следом через год —и вторую. Сборник «На поэтических орбитах» от крывается статьей о сибирских поэтах, ко торые активно работали в 20-30-х годах. Здесь дан анализ творчества тех, кто зачи нал советскую поэзию на востоке страны. Новые революционные цели требовали от писателей воплощения «новых драматиче ских коллизий», опоры на опыт передовой- культуры прошлого. Отмечая несомненное влияние ведущих, советских поэтов на своих сибирских со братьев, Виталий Коржев убедительно под черкивает своеобразие творчества послед них, ибо, по его словам, «художественные дарования поэтов Сибири были взращены на несколько иной почве», «это были даро вания действительно оригинальные, само стоятельные, достаточно сильные, чтобы пробить собственную дорогу к сердцу чи тателя». Эта статья — одна из первых обобщаю щих работ, в которых прослеживается раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2