Сибирские огни № 12 - 1972
серьезных обобщений, не порождают глу боких раздумий. Одним словом, в сборни ке — приходится это констатировать с огор чением—есть немало рассказов, написан ных, вопреки утверждению составителя, именно с целью «развлечь и удивить кра сивыми словами». Вот наиболее характерный пример — рассказ И. Маркелова «В дороге». На тряс кой телеге едут двое деревенских парень ков— Витька и Генка. Они возвращаются из «Сельхозтехники», куда Витьку посылали за запчастями, Генка же—просто его добро вольный попутчик Когда ребята подъезжа ют к деревне, Генке вдруг приходит идея— воспользоваться отсутствием сторожей, ушедших обедать, и нарвать яблок из кол хозного сада. Не задумываясь над послед ствиями, Генка лезет в сад, срывает не сколько яблок, но оказывается обнаружен ным. За ним гонятся несколько сторожей, но Генка благодаря своему проворству и быстрым ногам благополучно улепетывает. Вот и весь немудреный сюжет рассказа. А что за этим сюжетом? Ничего, кроме ве ликолепных зарисовок природы, восприни маемых глазами главного «героя». Тут про сто диву даешься, как это успевает бегу щий сломя голову пацан разглядеть и «не бо — густо-синее, почти темное, а на нем звезды» (это, между прочим, в полуденный зной!), рябины «изогнутый ствол, когда-то покрытый ранами от несильных пробных ударов топора,— в черных шрамах», и «яго ды крупные, налитые», в «матовую красно ту» которых «глубоко врезались черные звез дочки отживших цветов». Прямо-таки по разительное поэтическое видение у этого сорванца — начинающего воришки. Видимо, за это умение любоваться красотами при роды даже при обстоятельствах чрезвычай ных и прощает автор своему герою его склонность к мелкому хулиганству и без раздельно отдает ему свои симпатии. У некоторых авторов —людей еще срав нительно молодых —детство совпало с го дами фашистского нашествия. Вот почему тема войны вполне закономерно и неотвра тимо вошла в сборник. Война, какой она предстает в рассказах В Клочковского, В. Кононова, В Есинова.— это и тяжелые утраты, связанные с гибелью родных и близких, и тяжелые раны, душевные и фи зические, которые до сих пор болят и кро воточат. Читателю, несомненно, запомнится ста рый кузней Панас Матвеевич, отказавший ся работать на немцев и совершающий под виг в годовщин\ Великого Октября Рас сказ о старом кузнеце, водрузившем на гла зах у фашистов на колокольне красное зна мя.— не выдуман автором В. Клочковский рассказал о том, что видел и пережил в го ды оккупации рассказал просто, сурово и лаконично. Жаль только, что в это муже ственное повествование вклиниваются со вершенно ненужные «ригоризмы», вроде: «...Г роза обновления родной земли позвала молодого кузнеца в бой за счастье трудово го народа... Наши деды! Молчаливые, стро гие и щедрые, вы не знали страха в борь бе с врагами. Тяжелую гору свалили вы в пропасть и построили нам мост в будущее». Невозможно забыть и Дарью, солдат скую вдову, справляющую в день своегс рождения поминки по погибшему мужу («Дарьин день» В. Кононова). Колоритный образ солдата-сибиряка, для которого вой на стала привычной каждодневной рабо той, создает В. Есинов в рассказе «Егор Зырянов». Военная тема не только расширила идей но-художественный кругозор сборника, не только придала ему суровую, мужествен ную интонацию, но показала также зре лость авторов, их готовность решать слож ные творческие задачи. И хочется, вторя автору предисловия, от души пожелать молодым литераторам: «В добрый час!» В. ШАПОШНИКОВ Павел Косенко. Иртыш и Нева. (Двенад цать лет из жизни Федора Достоевскогог литератора). Алма-Ата, «Жазушы», 1971 В одной из статей промелькнула циф ра: существует более трех тысяч работ, по священных Ф. М. Достоевскому. Надо ду мать, что после празднования 150-летия с» дня рождения писателя цифра эта значи тельно возросла. И в таком поистине ог ромном количестве литературы не очень уж много книг и статей, которые бы поп у- л я р н о рассказывали широкому читателю о великом художнике слова. А подобные ра боты нужны. Поэтому очень отрадно, что их немногочисленные ряды пополнила та лантливо сделанная книга П. Косенко. «Книга эта не литературоведческая, а биографическая»,—так пишет о своей ра боте сам автор. Если точнее, то она отно сится к жанру научно-художественной ли тературы. В тексте почти не фигурируют какие-либо новые, доселе, неизвестные ма териалы, однако многое из того, что изве стно современному достоеведению, нашло отражение в работе П Косенко. Мы как бы в готовом виде получаем «информацию» о самых различных моментах творческой жиз ни гениального писателя. Слово «информа ция» поставлено в кавычки недаром автор интересно ведет разговор о сложнейших во просах, связанных с мировоззрением, идей ной борьбой, эстетическими взглядами Ф М. Достоевского, нисколько не упрощая при этом сути дела Перед нами —сплав науки и литературы, литературоведческого и художественного методов исследования, сплав, позволяющий массовому читателю глубже понять одного из самых сложней ших художников русской и мировой лите ратуры. Вот недавний омский каторжник и сол дат Семипалатинского батальона покидает Сибирь. «Он был уверен, что самое тяже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2