Сибирские огни № 12 - 1972

Запеклись повилики на травах духмяных, Отструнлась молочным туманом роса. Вышел в поле парнишка, а звался — Иваном, А в руках у парнишки —коса... Мы вместе с поэтом верим, что юноша «и найдет, и поймает Жар-птицу свою». Та­ кова сила жизнелюбия, излучаемая и этим, и некоторыми другими стихами сборника. Они дают право ожидать от их многоопыт­ ного автора новых песен, новых сча­ стливых находок и открытий. И. КЛИМОВ Сильнее л'пбви. Рассказы. Нижне-Волжское кн. изд., 1971 Двенадцать молодых авторов высту­ пают со своими первыми произведениями на страницах этой небольшой книжки, вы­ пущенной в Волгограде. Как рекомендует дебютантов составитель сборника писатель И. П. Данилов, все они «появляются перед многотысячной аудиторией для разговора не праздного, не с целью развлечь или уди­ вить красивым словом, а с мыслью сказать о том, что волнует людей, может быть, о чем-то поспорить, заставить задуматься». Рекомендация эта, по большей части, спра­ ведлива. Ведущее место в сборнике по праву за­ нимают рассказы о людях одержимых, влю­ бленных в свое дело, не мыслящих себя вне своих привычных профессиональных обя­ занностей и хлопот. К таким людям преж­ де всего следует отнести инженера Труби­ на из рассказа Б. Екимова «Сильнее люб­ ви». Описывая всего два обычных дня из жизни своего героя, автор точными, круп­ ными мазками рисует образ настоящего ко­ мандира производства, умеющего и руково­ дить людьми, и учить их, и в то же время брать от них все лучшее. Трубин из поро­ ды людей, которые за все берутся и за все отвечают. «...У меня тоже хобби,— говорит он молодому рабочему Эдику.—Собираю я вырезки из газет, из журналов. Как где наш завод ругают — я сразу в папочку. Про­ читаю, что в колхозах тракторы стоят без запчастей — опять в папочку. В общем, чер­ ным делом занимаюсь». Любая помеха, ме­ шающая производству,—будь го прогул то­ го же Эдика или задержка с вво 11 ом но­ вой линии в цехе,— воспринимается Труби­ ным как личное оскорбление Он нетерпим к любому проявлению разгильдяйства у своих подчиненных и одновременно до бес­ пощадности требователен к самому себе Однако главный конфликт рассказа заклю­ чается вовсе не в столкновении начальни­ ка цеха инженера Трубина со всякого ро­ да производственными неполадками и не­ урядицами Главный конфликт кроется в самом герое, и носит он его в себе, как не­ излечимую болезнь, которую можно лишь на время загнать внутрь, но избавиться от которой совсем —нельзя Отдавая всего се­ бя заводу, Трубин не может, просто не в состоянии уделить достаточно внимания семье. Он мучается от угрызений совести, когда каждый раз поздно вечером прихо­ дит домой, ему совестно сознавать, что у себя дома он только завтракающий и ужи­ нающий член семьи, но не отец и не муж. Однако бросить цех и уйти куда-нибудь в тихий проектный институт он тоже не мо­ жет. И как будто бы прав Трубин, когда берет назад заявление об уходе с завода, и прав автор, одобряющий этот решитель­ ный «шаг назад» своего героя. Однако «благополучный» финал рассказа настраи­ вает читателя на довольно-таки горестные размышления. Неужели семья и производ­ ство для иных ответственных работников — категории абсолютно несовместимые? Не­ ужели невозможно, сведя эти «величины» под один радикал, извлечь рациональное число? Ведь от того, что «сковырнется» до­ срочно на своей любимой работе инженер Трубин (а он, кстати, предрасположен к гипертонии, как «тонко» намекает в одном эпизоде автор), пострадает и производство, и семья.. Но от ответа на эти «крамольные» вопросы автор предпочитает уклониться и. быть может, делает это не без умысла, пре­ доставляя читателю право самому пораз­ мышлять над остро поставленной пробле­ мой. Молодой врач Рая Баева (рассказ «Здравствуйте, доктор!» Р. Беловолова) из того же племени одержимых, что и инже­ нер Трубин. Она не устрашится, пойдет в темень, в пургу, за десятки километров, если человеку потребуется ее помощь. Ав­ тор всеми средствами стремится передать эту одержимость своей героини, ее верность своему нелегкому призванию.— намечается интересный, своеобразный характер. Но именно только намечается, ибо рассказ ли­ шен внутренней цельности, он, по существу, состоит из серии зарисовок, связанных в основном с прошлыми событиями из жизни Раи И каждая из этих зарисовок служит иллюстрацией к достоинствам героини, о которых читатель узнает уже с первых стра­ ниц. Ясно, что такая нарочитость и задан- ность только вредят рассказу. В этом смысле рассказ А. Евтушенко «Старый егерь» — тоже о человеке, влюб­ ленном в свое дело —написан более ква­ лифицированно Он достаточно четок по композиционному рисунку, богат красками Но. как и «Здравствуйте, доктор!», «Старый егерь» — гоже рассказ-зарисовка, где наме чен интересный характер и описан любо­ пытный случай из жизни глав'ного героя. Эскизность, зарисовочность свойственны к сожалению, и целому ряду других расска­ зов. По всем данным видишь, что авторы их —люди несомненно одаренные они до­ статочно искусны в описании природы, уме­ ют подметить и «подать» интересную де­ таль, могут нарисовать живую, колоритную сценку Но нередко эту свою «умелость» и «искушенность» они проявляют чисто формально Картины и эпизоды, написанные ими, зачастую не содержат в себе никаких

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2