Сибирские огни № 12 - 1972
Запеклись повилики на травах духмяных, Отструнлась молочным туманом роса. Вышел в поле парнишка, а звался — Иваном, А в руках у парнишки —коса... Мы вместе с поэтом верим, что юноша «и найдет, и поймает Жар-птицу свою». Та кова сила жизнелюбия, излучаемая и этим, и некоторыми другими стихами сборника. Они дают право ожидать от их многоопыт ного автора новых песен, новых сча стливых находок и открытий. И. КЛИМОВ Сильнее л'пбви. Рассказы. Нижне-Волжское кн. изд., 1971 Двенадцать молодых авторов высту пают со своими первыми произведениями на страницах этой небольшой книжки, вы пущенной в Волгограде. Как рекомендует дебютантов составитель сборника писатель И. П. Данилов, все они «появляются перед многотысячной аудиторией для разговора не праздного, не с целью развлечь или уди вить красивым словом, а с мыслью сказать о том, что волнует людей, может быть, о чем-то поспорить, заставить задуматься». Рекомендация эта, по большей части, спра ведлива. Ведущее место в сборнике по праву за нимают рассказы о людях одержимых, влю бленных в свое дело, не мыслящих себя вне своих привычных профессиональных обя занностей и хлопот. К таким людям преж де всего следует отнести инженера Труби на из рассказа Б. Екимова «Сильнее люб ви». Описывая всего два обычных дня из жизни своего героя, автор точными, круп ными мазками рисует образ настоящего ко мандира производства, умеющего и руково дить людьми, и учить их, и в то же время брать от них все лучшее. Трубин из поро ды людей, которые за все берутся и за все отвечают. «...У меня тоже хобби,— говорит он молодому рабочему Эдику.—Собираю я вырезки из газет, из журналов. Как где наш завод ругают — я сразу в папочку. Про читаю, что в колхозах тракторы стоят без запчастей — опять в папочку. В общем, чер ным делом занимаюсь». Любая помеха, ме шающая производству,—будь го прогул то го же Эдика или задержка с вво 11 ом но вой линии в цехе,— воспринимается Труби ным как личное оскорбление Он нетерпим к любому проявлению разгильдяйства у своих подчиненных и одновременно до бес пощадности требователен к самому себе Однако главный конфликт рассказа заклю чается вовсе не в столкновении начальни ка цеха инженера Трубина со всякого ро да производственными неполадками и не урядицами Главный конфликт кроется в самом герое, и носит он его в себе, как не излечимую болезнь, которую можно лишь на время загнать внутрь, но избавиться от которой совсем —нельзя Отдавая всего се бя заводу, Трубин не может, просто не в состоянии уделить достаточно внимания семье. Он мучается от угрызений совести, когда каждый раз поздно вечером прихо дит домой, ему совестно сознавать, что у себя дома он только завтракающий и ужи нающий член семьи, но не отец и не муж. Однако бросить цех и уйти куда-нибудь в тихий проектный институт он тоже не мо жет. И как будто бы прав Трубин, когда берет назад заявление об уходе с завода, и прав автор, одобряющий этот решитель ный «шаг назад» своего героя. Однако «благополучный» финал рассказа настраи вает читателя на довольно-таки горестные размышления. Неужели семья и производ ство для иных ответственных работников — категории абсолютно несовместимые? Не ужели невозможно, сведя эти «величины» под один радикал, извлечь рациональное число? Ведь от того, что «сковырнется» до срочно на своей любимой работе инженер Трубин (а он, кстати, предрасположен к гипертонии, как «тонко» намекает в одном эпизоде автор), пострадает и производство, и семья.. Но от ответа на эти «крамольные» вопросы автор предпочитает уклониться и. быть может, делает это не без умысла, пре доставляя читателю право самому пораз мышлять над остро поставленной пробле мой. Молодой врач Рая Баева (рассказ «Здравствуйте, доктор!» Р. Беловолова) из того же племени одержимых, что и инже нер Трубин. Она не устрашится, пойдет в темень, в пургу, за десятки километров, если человеку потребуется ее помощь. Ав тор всеми средствами стремится передать эту одержимость своей героини, ее верность своему нелегкому призванию.— намечается интересный, своеобразный характер. Но именно только намечается, ибо рассказ ли шен внутренней цельности, он, по существу, состоит из серии зарисовок, связанных в основном с прошлыми событиями из жизни Раи И каждая из этих зарисовок служит иллюстрацией к достоинствам героини, о которых читатель узнает уже с первых стра ниц. Ясно, что такая нарочитость и задан- ность только вредят рассказу. В этом смысле рассказ А. Евтушенко «Старый егерь» — тоже о человеке, влюб ленном в свое дело —написан более ква лифицированно Он достаточно четок по композиционному рисунку, богат красками Но. как и «Здравствуйте, доктор!», «Старый егерь» — гоже рассказ-зарисовка, где наме чен интересный характер и описан любо пытный случай из жизни глав'ного героя. Эскизность, зарисовочность свойственны к сожалению, и целому ряду других расска зов. По всем данным видишь, что авторы их —люди несомненно одаренные они до статочно искусны в описании природы, уме ют подметить и «подать» интересную де таль, могут нарисовать живую, колоритную сценку Но нередко эту свою «умелость» и «искушенность» они проявляют чисто формально Картины и эпизоды, написанные ими, зачастую не содержат в себе никаких
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2